Экспорт алкоголя из Грузии резко упал: январские поставки спиртного в этом году оказались в два раза меньше. Почему так произошло и как повлияет на российских потребителей, АБН24 рассказал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге и руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.

Фото: pxhere.com
В январе Грузия отправила в Россию 2,5 тыс. тонн вина – это в два раза меньше, чем в начале 2024 года. В денежном эквиваленте поставки сократились примерно на 6,4 млн долларов. Экспорт других алкогольных напитков из Грузии также снизился: их в Россию привезли на 400 тонн меньше.
Эксперт объяснил снижение естественными причинами. Дистрибьюторы и розничные сети формируют «запасы» еще в декабре, а спрос со стороны потребителей после новогодних каникул закономерно падает.
«Краткосрочные колебания поставок обычно не приводят к существенным скачкам цен, особенно в январе. Если же сокращение продолжится несколько месяцев подряд, розничные сети могут испытывать нехватку определенных позиций, что теоретически скажется на стоимости», – отметил Максим Черниговский.
Однако, по словам эксперта, оснований для подобных опасений пока нет: грузинское вино остается востребованным, и при стабильном спросе поставки обычно выравниваются к весне. К тому же список экспортеров этого напитка и без того достаточно широкий. Как пояснил Черниговский, в последние годы за счет адаптации логистических цепочек растет доля поставщиков из Южной Америки, стран Нового Света, Китая и Турции. Несмотря на сокращение поставок, в стране остаются и европейские бренды.
«По разным оценкам, доля импортных тихих и игристых вин в целом по России колеблется в районе 40-45%, учитывая «серый» импорт и параллельные поставки. При этом отечественные виноделы из Краснодарского края, Крыма и Ростовской области постепенно увеличивают объемы производства своей продукции. В 2024 году объем производства тихих вин российского производства вырос по сравнению с 2023 годом на 9%, а шампанских и игристых вин – на 25%», – добавил эксперт.
По оценкам Черниговского, в более долгосрочной перспективе доля отечественного вина продолжит расти. Эксперт объяснил это как улучшением качества, так и растущим интересом российских потребителей к локальным брендам.