В Госдуме предложили создать на базе «Госуслуг» систему льготного микрокредитования. Сможет ли платформа стать заменой микрофинансовым организациям или есть риск получить государственный сервис, который не решает проблему, АБН24 рассказал экономист Дмитрий Адамидов.

Фото: stock.adobe
Депутат Госдумы РФ Александр Бабаков выступил с инициативой создать альтернативу МФО и обеспечить граждан более выгодными условиями получения займов – без посредников и по сниженным ставкам. Чтобы сократить долговую нагрузку, Бабаков предлагает создать реестр нуждающихся, а сами займы выдавать только официально трудоустроенным и платящим налоги.
С одной стороны, государственная платформа может предложить прозрачные правила, снижение ставок и защиту от агрессивного взыскания долгов. Это действительно способно частично вытеснить самые токсичные сегменты МФО и снизить финансовое давление на граждан. С другой – готово ли государство брать на себя риски невозврата и администрирования микрозаймов. «Госуслуги» – это цифровая витрина, а не кредитная платформа. Создание полноценной системы выдачи и сопровождения займов – это сложная инфраструктура, требующая экспертного подхода и опыта в управлении кредитными рисками.
«Мне кажется это не профиль «Госуслуг», городить самостоятельную платформу совершенно не нужно. Более того, почти все проекты создания МФО/МФК непрофильными игроками (прежде всего ритейлерами) приводили скорее к убыткам», — пояснил спикер.
Есть опасность, что новый инструмент станет просто еще одной бюрократической формой микрокредитования, с ограничениями и длинными процедурами, не способными конкурировать с гибкостью частного сектора.
«Если стоит задача снизить долговую нагрузку, проще создавать аналоги советских касс взаимопомощи с бесплатной рассрочкой на покупку тех или иных товаров. Но это опять же делать это лучше в рамках работодателя, с жесткими лимитами и прозрачными условиями – чтобы не плодить новую форму кредитной зависимости», — заключил Адамидов.
Государственная альтернатива МФО – идея благородная, но ее реализация требует куда больше, чем просто интеграции на платформу «Госуслуги». Без четкого понимания рисков и механизмов защиты это может обернуться либо бюрократической имитацией помощи, либо очередной дырой в бюджете.