Закрыть

На рынке полувагонов и крытых вагонов усиливается влияние операторов

Рынок железнодорожных перевозок в сегменте полувагонов и крытых вагонов демонстрирует уникальную динамику, где операторы подвижного состава начинают играть определяющую роль.

1

пресс-служба РЖД

Эксперты и участники рынка нередко оценивают вагонный парк в общих категориях. Например, общее количество вагонов, их оборот или порожний пробег, высказывает мнение Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (А ОждПС) в интервью изданию РЖД Партнер.

Однако такой подход упускает важные особенности, ведь каждый тип подвижного состава формирует отдельный рынок со своими законами.

Полувагоны и крытые вагоны, как универсальный подвижной состав, привлекают наибольшее число операторских компаний, что делает эти рынки высококонкурентными. Универсальность вагонов позволяет использовать их для широкого круга грузов, что формирует обширную клиентскую базу и, как следствие, спотовый рынок. Цены на спотовом рынке отличаются высокой волатильностью, зависящей от колебаний спроса, а стоимость предоставления вагонов варьируется в зависимости от оператора.

Для анализа эффективности работы операторских парков эксперты рекомендуют ориентироваться не на объем перевезенных грузов, а на количество груженых вагоноотправок. Такой подход точнее отражает востребованность вагонов конкретного типа. Текущие данные показывают неожиданную тенденцию: несмотря на сокращение числа вагоноотправок, предложение вагонов растет, а их доходность увеличивается за счет повышения стоимости предоставления. Это противоречит традиционным рыночным механизмам, где снижение спроса обычно приводит к падению цен.

Причина такой ситуации кроется в усилении позиций операторов. Число операторских компаний значительно меньше, чем грузовладельцев, что создает определенный диктат со стороны первых. Кроме того, укрупнение операторов привело к появлению ключевых игроков, которые задают тон в ценообразовании. В отличие от ситуации десятилетней давности, современные маркетмейкеры не спешат снижать цены даже при падении спроса, что свидетельствует о более консервативной стратегии.

Эта тенденция вызывает вопросы о долгосрочной устойчивости рынка. Участники отрасли отмечают, что дальнейшее усиление влияния операторов может привести к еще большему дисбалансу между грузовладельцами и владельцами подвижного состава, требуя внимания со стороны регуляторов.

Автор: Серафима Чубар

Новости партнеров