Водителям старше 70 лет могут запретить садиться за руль. Что на самом деле обсуждают власти, и действительно ли водителей в возрасте готовятся массово отстранять от управления, АБН24 рассказал автоэксперт Дмитрий Попов.

Фото: © freepik.com
С начала марта активно распространяется информация о якобы полном запрете на вождение автомобиля для граждан старше 70 лет. Однако речь идет не о запрете как таковом, а о возможных изменениях в системе контроля за состоянием здоровья пожилых водителей.
«Тема допуска к вождению в пожилом возрасте обсуждается в профессиональной и общественной среде уже не первый год. При этом реальных оснований для возрастного запрета нет. Статистики, однозначно указывающей на то, что после 70 лет человек становится менее способным управлять транспортом, практически нет. Значение имеет не возраст, а общее состояние здоровья и психофизическая готовность к управлению», — пояснил спикер.
Ранее в России действовала система, согласно которой медицинскую справку необходимо было получать раз в три года. Это было связано с обязательным прохождением техосмотра, в рамках которого проверялось не только состояние автомобиля, но и здоровье водителя. Особенно это касалось граждан старшего возраста – начиная с 60–65 лет справку нужно было обновлять ежегодно.
«В последующие годы медицинский контроль был существенно ослаблен: справка теперь требуется только при замене водительского удостоверения (раз в 10 лет) или при открытии новой категории. Это, по мнению специалистов, привело к снижению эффективности системы контроля за здоровьем водителей. Министерство транспорта предлагало более сбалансированный подход: ввести список заболеваний, при наличии которых водитель временно отстраняется от управления автомобилем. Таким образом, решающим фактором должно было стать не количество прожитых лет, а состояние здоровья», — добавил автоэксперт.
Однако реализация этой идеи столкнулась с трудностями – в частности, с вопросами сохранения врачебной тайны и передачи медицинских данных в органы надзора. Возвращение к системе регулярного медицинского контроля было бы гораздо эффективнее, чем возрастные ограничения.
«Некоторые предложения также касаются сокращения срока действия водительского удостоверения для пожилых водителей – с 10 до 2 лет. Однако это просто называется делать масло масляное маслом, так как замена удостоверения и так требует прохождения медкомиссии», — заключил Попов.
Суть обсуждаемых изменений заключается не в прямом запрете на вождение для пожилых людей, а в возвращении системы постоянного контроля за их здоровьем. Возраст – формальный ориентир, тогда как ключевым критерием должна оставаться физическая и психологическая готовность человека к управлению транспортным средством.