Интернет по закону: могут ли россияне бороться с киберугрозами

Каждый день миллионы людей становятся жертвами кибермошенников, кто-то теряет деньги, кто-то – репутацию. Что необходимо знать каждому пользователю Сети, чтобы защитить себя, АБН24 рассказал член Ассоциации юристов России Ярослав Остапенко.

1

Фото: freepik.com

Интернет сегодня – это не только пространство общения и информации, но и поле, где активны кибермошенники, а правовые границы могут быть нарушены как случайно, так и намеренно. Вопрос цифровой безопасности и прав пользователей требует постоянного внимания и ответственности.

«Кибермошенничество сегодня – это не только про взломы и вирусы, но и про тонкие психологические уловки. Злоумышленники могут не «взламывать», а вежливо выманить нужные данные. Поэтому главное правило – бдительность», — пояснил юрист.

С июня 2025 года в России начали действовать новые меры по борьбе с цифровым мошенничеством. Введен запрет на использование иностранных мессенджеров для массовых рассылок, обязательна маркировка телефонных звонков, появилась возможность официального отказа от рекламных сообщений. Но даже эти шаги не заменят личную цифровую гигиену. Именно сам пользователь – первый защитник своих прав и данных.

«Не стоит доверять входящим звонкам и сообщениям от имени банков, полиции и других организаций. Даже если на экране отображается знакомый номер, его могли подменить, лучше положить трубку и перезвонить по официальному номеру с сайта. Нельзя переходить по подозрительным ссылкам из писем или мессенджеров, а также вводить личные данные по незнакомым адресам. Лучше всего оформить самозапрет на оформление SIM-карт через портал Госуслуг – это не позволит оформить номер на ваше имя без вашего участия. Также стоит настроить запрет на рекламные звонки через мобильное приложение оператора. Еще один инструмент – самозапрет на оформление кредитов – так мошенники не смогут взять займ даже при наличии данных», — добавил спикер.

Параллельно с борьбой с мошенничеством важно понимать и отстаивать свои права как пользователя интернета и социальных сетей. Соцсети – это правовое пространство, где действуют законы Российской Федерации, и каждый пользователь обладает рядом важных прав.

«Прежде всего – право на свободу выражения мнения, которое защищено законом. Однако оно не является абсолютным. Клевета, оскорбления, призывы к насилию и другие формы противоправных высказываний влекут за собой ответственность: от административной до уголовной. Также граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни и защиту персональных данных. Публикация личных переписок, фотографий, адресов без согласия нарушает ст. 137 УК РФ и закон «О персональных данных», — подчеркнул Остапенко.

Если права были нарушены, эксперт посоветовал действовать четко: при оскорблениях в соцсетях необходимо зафиксировать факт (скриншоты, видео), оформить нотариальный протокол осмотра страницы и подать заявление в полицию. При необходимости – иск в суд о защите чести и достоинства.

«Клевета или разглашение личной переписки могут квалифицироваться как уголовные преступления. Также необходимо фиксировать доказательства и обращаться в правоохранительные органы с заявлением. При нарушении правил соцсети или законодательства (например, публикации недопустимого контента) нужно использовать встроенные механизмы жалоб, писать в поддержку – платформа обязана рассмотреть обращение и, при подтверждении, удалить контент и заблокировать нарушителя», — заключил собеседник агентства.

Ранее в АБН24: управляющий партнер консалтингового бюро «Кваша и Партнеры» Дмитрий Кваша рассказал, как банки спасут россиян от мошенников.

Автор: Анна Тарасова

Новости партнеров