Госдума решила ужесточить наказание за перевозку детей без автокресел, увеличив штрафы почти вдвое. Способны ли цифры спасти больше жизней на дорогах, АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.

Фото: freepik.com
На заседании Госдумы в первом чтении приняли законопроект, предусматривающий увеличение административных штрафов за перевозку детей без специальных удерживающих устройств. Согласно инициативе, штраф для водителей предлагается увеличить с 3 до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – с 25 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц – со 100 до 200 тыс. рублей. Изменения предполагается внести в часть 3 статьи 12.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая регулирует ответственность за нарушение правил перевозки детей.
«Есть сомнения в том, что простое увеличение штрафов приведет к снижению числа нарушений. Уровень детского травматизма на дорогах напрямую связан не с размером санкций, а с эффективностью контроля. В Москве, например, сотрудники ГИБДД практически не останавливают автомобили для проверки, а системы фото- и видеофиксации не могут выявить отсутствие детского кресла. В результате шанс получить штраф за нарушение невелик. Контроль осуществляется в основном спорадическими рейдами и проверками такси, но они не могут проводиться регулярно. При этом сами перевозчики начали вводить ограничения: например, водители «Яндекса» нередко отказываются везти пассажиров с детьми без выбора тарифа «Детский», — пояснил спикер.
Кроме того, вопрос стоимости детских кресел также остается значимым: на популярных онлайн-площадках цены на автокресла и бустеры порой соизмеримы или даже превышают сумму штрафа, что для некоторых родителей оказывается решающим фактором.
«Ответственные взрослые рассматривают приобретение кресла не как дополнительную трату, а как элементарную обязанность ради безопасности ребенка. Поэтому увеличение штрафов может лишь отчасти подтолкнуть к соблюдению правил, но не станет универсальным решением. Главная проблема заключается в отсутствии системной профилактики: социальной рекламы, образовательных кампаний, регулярных проверок. Штраф, по сути, является конечным этапом – реакцией на нарушение, а не инструментом предотвращения. Без масштабной разъяснительной работы и действенного контроля меры по увеличению санкций вряд ли окажут заметное влияние на статистику детского травматизма. В лучшем случае изменения приведут лишь к незначительным колебаниям показателей в пределах статистической погрешности», — заключил главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).
Ранее в АБН24: автоэксперт Евгений Ладушкин рассказал, как новый закон о локализации ударит по доступности такси.