В Госдуме вновь заговорили об отмене транспортного налога и переходе к системе «кто ездит – тот и платит». Автовладельцам предлагают платить через стоимость топлива, а недополученные доходы бюджета компенсировать за счет нефтегазовой отрасли. Станет ли такая схема действительно справедливее и выгоднее для водителей, АБН24 рассказал главный редактор автомобильного издания Quto Максим Ракитин.

Фото: pxhere.com
Инициативу озвучил председатель партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. По его мнению, справедливо, если автовладельцы будут платить не за сам факт владения машиной, а за интенсивность ее использования: чем чаще человек ездит, тем больше он тратит на содержание автомобиля, в том числе и на налоги. В качестве альтернативы Миронов предложил полностью отменить транспортный налог, а выпадающие доходы бюджета компенсировать за счет повышения налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль. Такой подход работает в ряде стран. В Польше, например, к цене топлива добавляют 2% на строительство и ремонт дорог, а в США налог на бензин составляет около 15% от его стоимости.
«В России же к этой теме возвращаются раз за разом, подобные инициативы обсуждаются уже в пятый, если не шестой раз. Для автомобилиста принципиальной разницы почти не будет. Сейчас налог платится напрямую государству, а в случае реформы он окажется «зашит» в цену бензина, то есть деньги все равно уйдут в бюджет, только через нефтяные компании. Из плюсов можно отметить разве что исчезновение самого термина «транспортный налог», который раздражает многих водителей. Но и здесь возникает проблема: при равной наценке на бензин одинаково платит как владелец малолитражки на 50 лошадиных сил, так и обладатель внедорожника с мотором на 500 сил», — пояснил Ракитин.
В результате появляется эффект уравниловки: состоятельным автовладельцам это безразлично, а для тех, кто ездит на недорогих машинах, каждая лишняя копейка в цене топлива имеет значение.
«Кроме того, система транспортного налога в России уже устоялась: люди привыкли выбирать автомобили с учетом налоговой базы, бюджет получает стабильные поступления, и менять ее сейчас значит создавать путаницу и новые поводы для недовольства. Поэтому предложение Миронова звучит красиво, но на практике едва ли принесет ощутимые изменения или справедливость», — заключил главный редактор автомобильного издания Quto (входит в Rambler&Co).
Ранее в АБН24: автоэксперт Дмитрий Попов рассказал, как визит к врачу может обернуться приостановкой действия прав.