Республика Хакасия. Проект бюджета Хакасии на 2025 год, который вскоре может стать законом, активно обсуждается в республике. Основное внимание в этих обсуждениях уделяется предложению правительства о финансовом оздоровлении региона.
Фото: Валентин Коновалов
В рамках этого плана правительство намерено сэкономить около 2,4 миллиарда рублей, но возникает вопрос: за счет кого будет достигнута эта экономия? Ответ на него оказался не столь утешительным — большая часть сокращений ляжет на плечи муниципалитетов, которые и так не могут похвастаться большими средствами.
Помимо этого, план предусматривает приостановку индексации социальных выплат и льгот, мораторий на строительство новых объектов, сокращение финансирования спорта и реорганизацию некоторых учреждений здравоохранения. Важным моментом является то, что расходы на содержание государственных служащих в этом проекте сокращать не планируется. Более того, правительство решило увеличить свои зарплаты, предложив максимально возможные коэффициенты для повышения окладов госслужащих.
Как рассказал, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в Хакасии Андрей Тенишев, реальное положение дел в республиканских государственных предприятиях остается неопределенным. Точное количество этих учреждений, их реальная нуждаемость и заработная плата их руководителей остаются загадкой.
Несмотря на требования закона, данные о заработках топ-менеджеров государственных предприятий Хакасии часто скрыты от общественности, что порождает сомнения в прозрачности расходования бюджетных средств. В связи с этим, Контрольно-счетная палата республики начала проверку, но вместо того чтобы предоставить необходимые документы, правительство решило подать в суд.
Эти действия лишь подогревают подозрения о наличии массовых финансовых нарушений, которые были зафиксированы в ряде ведомств, таких как РТС и Минлес. Нарушения, выявленные в ходе проверок, включают завышение цен на закупки и другие финансовые злоупотребления, что также может привести к перерасходу бюджетных средств и даже коррупционным схемам.
В отличие от предложений правительства, депутат Сергей Сокол предложил иной путь экономии. Он считает, что ответственность за сокращение расходов не должна ложиться только на муниципалитеты. Вместо этого Сокол предложил разделить ответственность между всеми уровнями власти. Он предложил сократить расходы на госуправление и содержание подведомственных учреждений, ликвидировать дублирующие функции и провести ревизию государственных закупок, чтобы исключить завышение цен. Особое внимание Сокол также уделил необходимости проверки проектно-сметной документации, которая в прошлом приводила к значительным потерям бюджета.
По мнению Тенишева, еще одной важной проблемой является рост государственного долга. В проекте бюджета на 2025 год заложена верхняя граница долга в 33,7 млрд руб., из которых большая часть — это займы у федерального бюджета. Однако эти кредиты имеют плавающие процентные ставки, что делает их обслуживание непредсказуемо дорогим.
По мнению Сокола, правительство должно сосредоточиться на замещении коммерческих кредитов более выгодными бюджетными займами и начать системное погашение долгов перед федеральным бюджетом. Вместо того чтобы увеличивать госрасходы, правительство должно начать сокращение раздутых расходов на госуправление и привести свою финансовую политику в соответствие с требованиями Минфина России.
Важным шагом для оздоровления финансовой ситуации в республике также станет ужесточение контроля за расходованием бюджетных средств. В частности, предлагается снизить порог для казначейского сопровождения государственных контрактов, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и перерасходы. Кроме того, необходимы жесткие меры по контролю за реализацией национальных проектов и использованием государственной собственности.
На повестке дня также стоит проблема кредиторской задолженности. Если в начале года она составляла чуть более миллиарда рублей, то к концу года может достичь почти 10 млрд. В 2025 году этот показатель может вырасти еще больше, если продолжится практика завышенных цен на госзакупки.
Одним из важнейших шагов для исправления финансовой ситуации является внесение поправок в проект бюджета, предложенных депутатами Верховного Совета Хакасии. Они предлагают увеличить финансирование местных бюджетов на 900 млн руб. и направить 1 млрд руб. на поддержку хакасского народа, в том числе на развитие сельского хозяйства, поддержку личных подсобных и фермерских хозяйств, а также на реализацию программы по сохранению хакасского языка.
Вопрос о том, будут ли эти поправки поддержаны на ближайшей сессии Верховного Совета, остается открытым. Голосование на сессии 27 ноября покажет, какие предложения получат поддержку у депутатов и будет ли правительство готово сотрудничать с парламентом, чтобы навести порядок в бюджетной политике республики.