Мурманская область. Из Мурманска 15 августа должно выйти специализированное буровое судно «Бавенит». В море Лаптевых его команда будет проводить исследования, которые в будущем могут помочь нарастить шельф России в Арктической зоне.
Фото: АБН24
В этом году это будет уже второй выход «Бавенита», в первый раз специалисты выполняли стратиграфическое бурение в Баренцевом море, в августе судно вернулось в порт, и теперь снова готово к рейсу, который продлится до середины сентября.
«В отличие от предыдущих работ, которые в основном имели геологическую направленность для получения информации о вещественном и природном составе дна Баренцева моря, проект в море Лаптевых имеет больше геополитические цели. Потому что основная задача – сбор дополнительной информации для обоснования внешней границы континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане. В планах – бурение скважины, которая позволит убедительно доказать, что хребет Гаккеля имеет продолжение, и это даст основание для увеличения площади нашей страны и ее экономической зоны», — рассказывает представитель заказчика работ, генеральный директор ФБГУ «ВНИИОкеангеология» Борис Шумский.
В 2023 году Российская Федерация уже получила частичное одобрение Комиссии ООН на расширение континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. Однако в регионе по-прежнему остаются перспективы наращивания площади расширенного континентального шельфа Российской Федерации.
Как пояснили в «Росгеологии», континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Обычно внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от берега при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на большее расстояние.
Расширение шельфа имеет важное экономическое значение для России. Как поясняет представитель исполнителя работ, управляющий директор АО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции» Виталий Хомбак, в указанном участке, где пройдут исследования, есть практически вся таблица Менделеева. Недра Арктики называют будущим экономического развития России.
«В первую очередь страну, конечно, интересует углеводородное сырье: нефть и газ», — уточнил Виталий Хомбак.
Так что к таким перспективным месторождениям Карского моря, как Русановское и Ленинградское, в ближайшие годы могут добавиться и другие.
На данный момент работы, подобные тем, что будут выполняться экипажем «Бавенита», проходят в России реже, чем на то есть потребность. Бурение инженерных скважин для стратиграфии называют самым эффективным и экономически выгодным способом получения геологической информации.
«Весь наш арктический шельф параметрическими скважинами разбурен недостаточно, в его восточной части таких скважин только одна, и то с архипелага, морских нет. В таких условиях качественно и верно выполнить геологические построения невозможно. В Норвегии, например, подобных скважин более пяти сотен на акватории, которая сопоставима с Баренцевым и Карским морями. На дальневосточном арктическом шельфе нам надо хотя бы несколько десятков таких скважин – это позволит геологам создать модели, обеспечивающие экономию при проведении разведочных работ и последующей добыче полезных ископаемых. Мы точно будем знать нефтегазоносность этих территорий», — пояснил Борис Шумский.
С 2020 года «Росгеология» задействовала судно «Бавенит» для бурения на всем шельфе РФ от Чукотского моря до Баренцева 38 скважин общей протяженностью 4800 метров.
Все стороны, которые участвуют в этой экспедиции, рассчитывают на профессиональную реакцию международного сообщества.