Закрыть

Эксперты рассказали интересные факты о том, как проходили намывные работы с момента основания Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург. Спустя три года после основания Петербурга, Петр I приказал проводить работы по повышению затопляемых участков и укреплению берегов. Создание намывных территорий продолжалось с 1706 по 1724 годы: были укреплены берега рек, расширен Заячий остров, для Петропавловской крепости разработаны проекты кронверков, горнверков и равелинов, частично возведенных в акватории Невы, пишет МК в Питере.

1

Фото: Балтфото/НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга

Знаменитый Доменико Трезини лично приложил руку к созданию намывных территорий предложив в 1716 году план, предполагавший упорядочивание всей прибрежной линии Васильевского острова и строительство каналов.

Начальник отдела градоэкологического обоснования развития территорий Санкт-Петербурга Центра Генерального плана Артём Павловский, в беседе с МК в Питере выразил экспертное мнение, что многие документы того времени сохранили планы по повышению отметок затопляемых территорий. С самого начала была идея защитить город от стихии.

Фото: Балтфото/НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга

В советское время намывные работы не останавливались, хоть и претерпели ряд концептуальных изменений. Они стали носить характер комплексного развития территорий вкупе с благоустройством, плановым строительством и инфраструктурными инновациями.

«Концепция генерального плана застройки города в 20-х – 30-х годах XX века, созданная под руководством Ильина, предполагала формирование единого рекреационного пояса вдоль всего морского фасада. То есть примерно на протяжении 30 км планировалось создание сети намывов: от Лахтинского разлива и до Южной-Приморской части», — сообщил в беседе с МК в Питере Артем Павловский.

Масштаб намывных проектов советского времени был грандиозен, конечно, не все из них удалось реализовать, часть осталась лишь на бумаге. При этом были серьезно расширены Юго-Западная часть города и Васильевский остров. 

«Перспективы представлялись грандиозными — по генплану 1985 года, сформированному под руководством архитектора Назарова планировалось создание намывных территорий примерно на тысячу гектар, но этим намерениям не суждено было сбыться», — отметил в разговоре с МК в Питере Павловский.

Фото: Балтфото/НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга

В 90-е годы XX века появлялись разные предложения по развитию уже намытых территорий, например на Васильевском острове предлагалось поставить памятник «Жене моряка», Алла Пугачева хотела открыть свой центр с ресторанами и концертным залом. К 1996 году на этой территории предполагалось выстроить первый петербургский небоскреб — «Башню Петра Великого».

В 2012 году было запущено строительство Лахта-Центра.  

На сегодняшний день основной намывное проект — Морской фасад. Южная его часть на западе ВО уже намыта, Северную — намывает «Группа ЛСР», она же и будет занимать комплексным освоением территории.

Эксперты, резюмируя, разговор с журналистом МК в Питере отмечают: «Вообще наука о намывах, о водоотведении формировалась в течение 300 лет в Петербурге. В том числе с вопросами охраны окружающей среды: как побережья, так и в акватории Невской губы. В связи с этим была создана специализированная биологическая модель Невской губы с учетом работы комплекса защитных сооружений, который размещен в створе острова Котлин», — рассказал Артем Александрович Павловский.

Фото: Балтфото/НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга

Фактически до начала активного освоения побережья в городе человеку было там крайне сложно находиться. Это была абсолютно неблагоустроенная заболоченная территория, в которой хорошо себя чувствовали водоплавающие птицы и рыбы, но не человек. К тому же, территории были подвержены затоплению. 

«Попасть к морю можно было только через Васильевский остров, а оказаться в Курортном районе с учетом существовавшего тогда транспорта почти невозможно — это были фактически разные города. Поэтому хотели формировать рекреационную зону, морской фасад, чтобы человек мог находиться в единении с окружающим водным пространством и иметь возможность передвигаться вдоль него», — рассказал Павловский.

Также говорят и о необходимости намывных территорий для развития города.

«Если мы сейчас едем по Приморскому шоссе, начиная с улицы Яхтенной — это все намытые территории. Раньше все это была вода. Это были большие торфяные залежи, все намыли от 2 до 4 метров. Потом начали застраивать эти районы, которые вы сейчас видите, без этого город бы просто не развивался», — отметил профессор СПб ГАСУ, доктор технических наук Рашид Мангушев.

Автор: Инга Коршакова

Новости партнеров