В Государственную думу РФ внесен законопроект, предлагающий запретить отвечать на официальные запросы из заграницы без санкции госорганов. Закон касается как компаний, так и физических лиц. Его авторы уверяют, что инициатива направлена на защиту отечественных бизнесменов от посягательств иностранных ведомств. Эксперты «Агентства Бизнес Новостей» считают, что законопроект ограничит права россиян и на самом деле нужен для прикрытия коррупционных схем.
В Государственную думу РФ в пятницу был внесен законопроект, предлагающий запретить отвечать на официальные запросы из-за рубежа без санкции госорганов. Согласно документу, российским гражданам и компаниям нельзя будет без санкции соответствующего ведомства отвечать на «запросы, обращения или требовании иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции».
За нарушение новых нормативов предложено ввести штрафы. Для граждан – от 50 до 100 тыс. рублей, для чиновников – от 600 тыс. рублей до миллиона или дисквалификацию до трех лет. Для компаний – от одного до десяти млн рублей.
Авторы законопроекта – депутаты Андрей Свинцов (ЛДПР), Сергей Гаврилов (КПРФ ), Заур Аскендеров и Владимир Афонский («Единая Россия»). Они ссылаются на аналогичные меры некоторых стран. В разговоре с АБН Гаврилов сказал, что их законопроект защитит отечественные компании, которые смогут избежать санкции иностранных ведомств из-за неразглашения данных, «прикрывшись» законом.
«Например, запрос налоговой службы Германии в отношении данных компании будет проходить согласование в Минюсте. Может быть, компания и не хочет ее предоставлять, но если вы откажетесь, то попадете под санкции. А если Россия примет решение, что предоставление информации пройдет согласование, то это защитит компанию. Так делают, например, в Китае, Индии и США. Если наша налоговая служба запросит информацию какой-нибудь индийской компании, то она ничего не даст, пока соответствующий орган власти им не разрешит», — сказал Гаврилов.
Главный юрист центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Денис Примаков сказал АБН, что, на самом деле, документ нужен для сокрытия коррупционных схем.
«Это закон для сокрытия коррупционных схем. Понятно, что последние пять-семь лет мы ориентируемся только на Индию и Северную Корею. По информационной безопасности мы повторяем опыт Китая, Индии и других дебильных стран, скажем так», – считает Примаков.
Юрист сказал, что в Китае, Индии и других странах закон тоже был принят для сокрытия коррупционных схем. При этом, по мнению Примакова, ссылки на «аналогичные законы» на Западе некорректны.
«Это попытка выдать желаемое за действительное. Есть информация о налоговых транзакциях, преступлениях. Наш Конституционный суд говорит, что эта информация не может быть закрытой. Получается, что мы, по большому счету будем ее засекречивать», — уверен юрист.
Старший специалист объединения юристов и журналистов «Команды 29» Дарья Сухих считает, что законопроект может стать серьезным ограничением прав граждан.
«То, что предусмотрено этим документом, на мой взгляд, чрезмерно. Законопроект распространяется не только на информацию ограниченного доступа, которую и так заграницу передавать нельзя, но и на общедоступную», — сказала Сухих АБН.
Юрист отмечает, что административная ответственность предусмотрена законопроектом и для физического лица. По словам Сухих, «может дойти до абсурда», когда гражданина будут наказывать за уточняющий ответ на вопрос сотрудника консульства при получении визы.
«Эта инициатива может стать серьезным ограничением наших прав. В Конституции закреплено право каждого гражданина на доступ к информации и ее распространение», — сказала Сухих.
Согласно российскому законодательству, информация становится государственной тайной только после того, как уполномоченное должностное лицо примет такое решение. Документ при этом должен пройти все этапы засекречивания. В них входят внесение документа в специальный реестр и проставление грифов секретности. При этом существуют сведения, которые к гостайне отнесены быть не могут. Это, например, данные о правах человека, экологии, здравоохранении и другие.
Артем Александров / АБН