С 14 сентября в Петербурге закрывается сеть гипермаркетов «Оптоклуб Ряды», состоящая из трех магазинов. Как считают эксперты, освобождаемая торговая площадь будет интересна в первую очередь онлайн-игрокам, делающим ставку на дарк-сторы.
О закрытии сети с 14 сентября сообщил сам ретейлер. «Оптоклуб Ряды» открылись в Петербурге 2015 году. Спустя пять лет они состояли из трех гипермаркетов, каждый из которых находился в непосредственной близости от КАД.
Еще один магазин был открыт в Мытищах, но его закрытие произошло еще раньше петербургских гипермаркектов. По данным ЕГРЮЛ, доля в «Оптоклубе Ряды» принадлежит ООО «Бигбокс» Инны Мейер, которая является женой бывшего совладельца «Ленты» Августа Мейера.
Бизнес ретейлера представлял собой сеть клубного типа, своего рода магазин-склад с годовыми абонементами, которые дают право на значительную скидку.
За время работы постоянными членами клуба стали более 100 тысяч человек, приводят данные в компании. При этом решение о закрытии там объясняют «негативным влиянием сложных внешних обстоятельств». Эксперты обращают внимание и на другие причины закрытия бизнеса.
«Дело в том, что крупные федеральные отрасли имеют доступ к более выгодным контрактам поставщиков. А региональные сети средней величины, конечно, проигрывают им уже на этапе закупки. Кто-то может частично компенсировать проигрыш ассортиментом или сервисом, но когда основная ставка делается на дисконт, конкуренция по цене становится критичной», — объясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Как добавляет собеседник АБН, реализация стратегии «Оптоклуба Ряды» могла стать успешной только при масштабировании бизнеса, наращивании количества магазинов до десятков и сотен, и увеличении представительства в других регионах страны.
Стоит отметить, что подобные планы на первом этапе у ретейлера были. Владельцы сети рассчитывали 2021 году увеличить ее до 22 магазинов. Но здесь наложилось сразу несколько негативных факторов.
Например, Иван Федяков обращает внимание на заимствованный у американских сетей формат. По его словам, такая стратегия была актуальна в США еще несколько десятков лет назад, в то время как современный российский рынок продуктового ретейла имеет несколько серьезных отличий.
«Попытка привязать к себе покупателя каким-то абонементом, акциями или стикерами не может увенчаться успехом. Человек начинает ходить в один и тот же магазин только когда считает его лучше остальных. При этом формат гипермаркетов вообще умирает. Во-первых, растут онлайн-продажи, во-вторых, популярнее становятся магазины у дома, в-третьих, денег и времени у покупателей становится меньше», — добавляет независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов.
Негативное влияние оказала и пандемия. Именно формат гипермаркетов, находящийся в отдалении от потребителя, пострадал больше всего. Люди опасались посещения магазинов с большой проходимостью и скоплением людей.
По подсчетам гендиректора INFOLine, у гипермаркетов произошел отток от 30 до 50% по траффику, что только частично удалось компенсировать ростом среднего чека.
В итоге многие петербургские продуктовые сети показали отрицательную динамику во первом квартале, которая сменилась глубоко отрицательной во втором квартале и даже относительные успехи третьего квартала не смогли выправить ситуацию.
Одним из последствий пандемии стал тот факт, что потребители сосредоточились либо у магазинов у дома, либо на заказе продуктов питания с доставкой.
По мнению Александра Анфиногенова, подобный процесс уже необратим, он затронул все гипермаркеты в России и за рубежом. Сочетание факторов стало ударом по бизнес-модели, которую выбрали для себя владельцы «Оптоклуба Ряды».
Что касается перспектив освобождаемых помещений на Пулковском и Мурманском шоссе, а также на Шафировском проспекте, то здесь эксперты не видят множества желающих открыть на этих торговых площадях новый бизнес.
Александр Анфиногенов считает, что объектами могут заинтересоваться игроки с рынка DIY, так как «люди готовы доехать до строительного рына или сетевого магазина, когда делают ремонт».
«Прихода еще не представленных в Петербурге игроков продуктового ретейла ждать не стоит. Конкуренция в городе и без того высокая — 80% рынка продуктов питания поделено между 10 компаниями. Плюс локация рядом с КАД не самая лучшая. Возможно, помещениями заинтересуется «Лента» или другие компании, делающие ставки на дарк-сторы, включая Ozon и Wildberries», — предполагает Иван Федяков.
Формат dark store возник в Великобритании в 2009 году. Он представляет собой магазин-склад, который предназначен для обслуживания интернет-заказов. Как уже сообщало АБН, склады в Петербурге становятся все более востребованными, а перевести помещения «Оптоклуба Ряды» в склады можно без больших капиталовложений.