Бурятская национальная община в Санкт-Петербурге.

Буряты появились в Санкт-Петербурге еще в 19 веке. Самым известным бурятом в истории Петербурга, был, безусловно, Петр (Жамсаран) Бадмаев, бурят, принявший православие, специалист по восточной медицине, личный врач императора Александра III. Кстати, многие его потомки (некоторые и сегодня живут в городе на Неве) пошли по стопам знаменитого предка, занимаясь тибетской медициной и гомеопатией.
В 1909 году после визита тибетской миссии началось строительство самого северного в мире дацана (буддийского храма). Петербургские буряты, исповедующие буддизм, объединились вокруг этого строительства.Буряты появились в Санкт-Петербурге еще в 19 веке. Самым известным бурятом в истории Петербурга, был, безусловно, Петр (Жамсаран) Бадмаев, бурят, принявший православие, специалист по восточной медицине, личный врач императора Александра III. Кстати, многие его потомки (некоторые и сегодня живут в городе на Неве) пошли по стопам знаменитого предка, занимаясь тибетской медициной и гомеопатией.
В 1909 году после визита тибетской миссии началось строительство самого северного в мире дацана (буддийского храма). Петербургские буряты, исповедующие буддизм, объединились вокруг этого строительства. Был создан комитет, куда вошли академики Радлов и Ольденбург, художники Шнейдер и Рерих. Проектированием дацана занимался архитектор Барановский. А бурятский богослов, учитель Далай-Ламы 13-го и его представитель в России Агван Доржиев следил за строительством храма, которое было закончено в 1915 году. Храм отличается от других дацанов страны. Сказалось влияние тибетского стиля: здание в виде усеченной пирамиды напоминает крепость со слегка наклоненными внутрь стенами и плоской крышей. В отличие от этого, храмы в Бурятии, Туве и Калмыкии похожи на пагоду. Петербургский дацан должен был стать представительством Далай-Ламы в России, центром буддизма в европейской части страны. Но воплотить эту идею не успели — началась революция.
После 1917 года храм оставался во владении буддийской общины Петрограда-Ленинграда. С 1927 года там было представительство буддийского духовенства СССР. Но в 1938 году храм закрыли, в нем разместилась спортивная база. Во время войны в подвалах дацана делали гранаты. После войны там находилась радиостанция, а с 1960-х годов — зоологическая лаборатория Академии наук.
Уже более десяти лет назад, когда стали возрождаться многие забытые национальные традиции, в Санкт-Петербурге было создано Общественное Объединение «Санкт-Петербургский бурятский культурный центр». В 2000 году был зарегистрирован благотворительный общественный фонд «общество бурятской культуры «Ая-Ганга». Культурный центр оказывает содействие возрождению и развитию бурятской национальной культуры, популяризацией обычаев и традиций бурят.
Постоянно живущих бурят в Петербурге немного. По переписи населения 1989 года буряты даже не выделялись в отдельную национальную группу, а вместе с другими малочисленными народами входили в общую графу «другие национальности». Тогда их насчитывалось всего 400-450 человек. Сегодня есть основания полагать, что бурят в городе насчитывается более 2-х тысяч человек.
Культурные связи Бурятии с Петербургом существуют давно. Не одно десятилетие бурятская молодежь из прибайкальских и забайкальских степей приезжала сюда учиться. Скажем, почти все солисты Бурятского Государственного оперного театра учились или стажировались в городе на Неве, некоторые становились потом известными артистами, как, например, заслуженная артистка Бурятии Валентина Цыдыпова, солистка оперной труппы знаменитого Мариинского театра. В 1998 году режиссер и педагог Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Сергей Черкасский организовал на своем курсе бурятско-русскую театральную студию «Улигер» («Сказка»).

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров