Стела в память о финском мельнике появилась в Ленобласти.

Как сообщает НТВ-Петербург, в деревне Тисколово в Кингисеппском районе Ленинградской области местные жители реабилитировали память о Второй мировой войне. Там установили стелу и посвятили ее старому мельнику, которого расстреляли немцы. Почему этот случай тщательно скрывали в советское время.
Памятник этому герою Великой Отечественной не мог появиться в советские годы по идейным соображениям, а в российскую эпоху не него долго не могли собрать средства. И вот только сегодня, в канун 65-й годовщины начала войны, здесь открыли стелу, памятник мельнику Юлле Пантелея.
Деньги на эту стелу собирали жители окрестных деревень. Все, кто помнил мельника Юлле и кто слышал о нем из рассказов предков.Как сообщает НТВ-Петербург, в деревне Тисколово в Кингисеппском районе Ленинградской области местные жители реабилитировали память о Второй мировой войне. Там установили стелу и посвятили ее старому мельнику, которого расстреляли немцы. Почему этот случай тщательно скрывали в советское время.
Памятник этому герою Великой Отечественной не мог появиться в советские годы по идейным соображениям, а в российскую эпоху не него долго не могли собрать средства. И вот только сегодня, в канун 65-й годовщины начала войны, здесь открыли стелу, памятник мельнику Юлле Пантелея.
Деньги на эту стелу собирали жители окрестных деревень. Все, кто помнил мельника Юлле и кто слышал о нем из рассказов предков. Лайна Мякинен вспоминает, что в детстве мимо мельницы у ручья ходила в школу. В ненастье не раз согревалась в домике хозяина.
Лайна Мякинен, житель дер. Тисколово: «Очень приветливый, гостеприимный человек был. И всегда детей поил чаем. И рассказывал что-нибудь. Он много историй знал».
На церемонии открытия русская речь чередуется со старым финским. Здесь, на Курголовском полуострове издавна селились финно-угорские народы: води, ижоры, вепсы, финны.
Юлле Пантелея был финном. Выросший на берегу Финского залива он влюбился в море. Начинал юнгой и дорос до капитана. Выучил 4 языка и прошел под парусом полсвета. После революции Юлле вернулся в родные места и устроился на мельницу.
Когда пришла война, мельник продолжал работать, и в тайне от немцев помогал односельчанам мукой. В 43-ем фашисты объявили о депортации ингерманландцев. Старик Юлле был одним из немногих, кто отказался уезжать.
Юрий Литвиненко, краевед: «Когда выселяли, а он говорил: „Мне 91 год. Я не могу переселиться. Я прижился здесь, я люблю этот край. Я уже много видел, но здесь хочу умереть». И не поехал. Вот и расстреляли его. Он помогал людям помолом, зерном, добром. Он был и знахарь, он был и лекарь».
Мельника расстреляли у его дома. Но эта история много лет замалчивалась. После войны советская власть запрещала финно-угорским народам возвращаться в родные деревни и вспоминать о своем происхождении. Реабилитация пришла только в 90-х.
Впрочем, в домах все равно помнили доброту Юлле Пантелея. Год назад по инициативе краеведа Литвиненко на этом месте решили открыть стелу. В будущем здесь же на опушке селяне хотят отстроить и мельницу как памятник о человеке, который в войну выручал хлебом.

Автор:

Новости партнеров