В Петербурге откроется выставка, посвященная 155-летию первой магистрали России — железной дороги Санкт-Петербург-Москва.

2 ноября в Санкт-Петербурге в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоится открытие выставки, посвященной 155-летию первой магистрали России — железной дороги Санкт-Петербург-Москва.
Экспозиция выставки построена на подлинных предметах — памятниках науки и техники XIX века, фотографиях, документах и произведениях искусства, иллюстрирующих основные этапы строительства и эксплуатации дороги. Представлены модели, датируемые 1840 годом, привезенные П.П.Мельниковым из научной командировки в США; подлинная деревянная кирка, которая использовалась при строительстве магистрали. На выставке можно увидеть акварели 1844 года архитектора Р.А.Желязевича — типовые проекты зданий Петербурго-Московской железной дороги и фотографии станций и сооружений 1873 года.
Магистраль Санкт-Петербург-Москва стала своеобразной лабораторией для испытаний новой техники. Здесь впервые внерялись новые типы подвижного состава, системы связи, централизации и блокировки, способы управления движением п2 ноября в Санкт-Петербурге в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоится открытие выставки, посвященной 155-летию первой магистрали России — железной дороги Санкт-Петербург-Москва.
Экспозиция выставки построена на подлинных предметах — памятниках науки и техники XIX века, фотографиях, документах и произведениях искусства, иллюстрирующих основные этапы строительства и эксплуатации дороги. Представлены модели, датируемые 1840 годом, привезенные П.П.Мельниковым из научной командировки в США; подлинная деревянная кирка, которая использовалась при строительстве магистрали. На выставке можно увидеть акварели 1844 года архитектора Р.А.Желязевича — типовые проекты зданий Петербурго-Московской железной дороги и фотографии станций и сооружений 1873 года.
Магистраль Санкт-Петербург-Москва стала своеобразной лабораторией для испытаний новой техники. Здесь впервые внерялись новые типы подвижного состава, системы связи, централизации и блокировки, способы управления движением поездов. На выставке представлены электрический индикатор фирмы «Саксби и Фармар» и телеграфный аппарат фирмы «Сименс и Гальске», применявшиеся при эксплуатации дороги в XIX веке, альбом литографических чертежей сортировочных парков Николаевской железной дороги 1885 года (первой сортировочной станции страны — ныне Санкт-Петербург-Сортировочный — Московской).
В одном их разделов показаны виды интерьеров и альбомов чертежей императорского поезда 1897 года, построенного на Александровском механическом заводе Николаевской железной дороги, а также мемориальная доска, установленная в зале ожидания Николаевского вокзала 1855 году. Впервые экспонируется гипсовый отлив барельефа императора I, установленного в 2001 году на Московском вокзале в Петербурге и на Ленинградском вокзале в Москве. Экспонат подарен музею авторами — скульпторами В.С. и С.В. Ивановыми — в связи со 155-летием магистрали.
Деятельность магистрали сегодня отражена произведениями живописи и графики, созданными петербургскими художниками в 2001 году в творческой экспедиции «Октябрьская железная дороги — на рубеже веков», организованной при содействии Министерства путей сообщения, по инициативе заслуженного работника культуры, директора ЦМЖТ Г.П.Закревской.

Справка
1 февраля 1842 года император Николай I подписал указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой. Работы по проектированию и строительству возглавили инженеры путей сообщения П.П.Мельников (впоследствии первый министр путей сообщения) и Н.О.Крафт. Инженерный состав был сформирован из преподавателей и выпускников Института инженеров путей сообщения. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13) ноября 1851 года. Петербурго-Московская (Николаевская) железная дорога соединила между собой два крупнейших экономических, исторических и культурных центра страны. На постройке этой линии сложилась и оформилась русская школа строителей железных дорог и мостов. Она стала памятником творческой деятельности выдающихся российских ученых, инженеров и зодчих.

Автор:

Новости партнеров