Россия с 1 января 2007 года вводит экспортную пошлину на нефть, вывозимую в Белоруссию, комментарий эксперта.

Россия с 1 января 2007 года вводит экспортную пошлину на нефть, вывозимую в Белоруссию, соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Михаилом Фрадковым. Согласно документу, ставка экспортной таможенной пошлины на сырую нефть составит 180,7 долл./т, на светлые нефтепродукты — 134 долл./т, на темные нефтепродукты — 72,2 долл./т. Ранее Россия экспортировала нефть в Белоруссию без пошлинных сборов.
В Москве объяснили свои действия тем, что при беспошлинном ввозе нефти в Белоруссию российский бюджет теряет до 4 млрд. долларов ежегодно.Россия с 1 января 2007 года вводит экспортную пошлину на нефть, вывозимую в Белоруссию, соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Михаилом Фрадковым. Согласно документу, ставка экспортной таможенной пошлины на сырую нефть составит 180,7 долл./т, на светлые нефтепродукты — 134 долл./т, на темные нефтепродукты — 72,2 долл./т. Ранее Россия экспортировала нефть в Белоруссию без пошлинных сборов.
В Москве объяснили свои действия тем, что при беспошлинном ввозе нефти в Белоруссию российский бюджет теряет до 4 млрд. долларов ежегодно. Ввод экспортных пошлин сможет компенсировать эти потери. В Белоруссии к такому шагу Москвы оказались не готовы. Минск был уверен, что Россия не будет предпринимать столь жестких решений в отношении Белоруссии.

Комментарий руководителя отдела НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Яна Цукермана:

В Минске рассчитывали на переговоры, которые ведутся с Минэкономразвития России. Предметом переговоров является вхождение Белоруссии в соглашение о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты.
Российская сторона предложила Минску войти в межправительственное соглашение, согласно которому 85% пошлины на экспорт, в частности, нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должно зачисляться в российский бюджет, и лишь 15% — в бюджет Белоруссии. Как только предложение поступило, оно подверглось резкой критике со стороны Минска, правительство даже не хотело его рассматривать. Затем, когда обсуждение все-таки началось, Белоруссия заявила о готовности подписать документ, но предложила увеличить свою долю при разделе пошлин до 30%, оставив Москве 70%. Однако пока велись переговоры с главой Минэкономразвития Германом Грефом, председатель российского правительства подписал постановление о введении таможенных пошлин, что стало неожиданностью для Минска.
Решение Москвы выглядит абсолютно обоснованным с экономической точки зрения. Дело в том, что в Белоруссии вывозная пошлина в Европу более чем в полтора раза меньше, чем в России. Экспортная пошлина на сырую нефть в 2006 году составляла 102 долл./т, а светлых нефтепродуктов — 57 долл./т. Пользуясь беспошлинным ввозом, российские нефтяные компании поставляли нефть в Белоруссию, где сырье перерабатывалось, а затем под видом белорусских нефтепродуктов экспортировалось в Европу. Российский бюджет от таких махинаций, естественно, ничего не получал.
Тем не менее, ранее Москва закрывала глаза на происходящее. Но в последнее время наметилось охлаждение российско-белорусских отношений. Проблемы начались с активизации Газпрома в вопросе приобретения Белтрансгаза. Минск поднял цену на активы предприятия до астрономических размеров. Москва, в свою очередь, решила повысить цены на газ. Белоруссия же хочет получать газ по внутрироссийским ценам, упирая на то, что повышение цен противоречит соглашению о создании единого государства. Переговоры зашли в тупик.
Решение российского правительства о вводе экспортной пошлины на нефть, вывозимую в Белоруссию, усилит напряжение в отношениях государств. Пошлины фактически ставят крест на планах по созданию единого государства. Столь жесткие действия Кремля показывают, что если Белоруссия не хочет объединения, то к ней будут относиться не как к братской республике, а как к независимому иностранному государству. Со всеми вытекающими.

Автор:

Новости партнеров