Экспедиция к остову легендарной «Авроры»

Историческое общество Ямбурга-Кингисеппа при содействии ООО «Объединенные проекты Северо-Запад», ООО «СКВ» и общественной региональной организации «Центр подводного плавания «Тритон»» 17 июля 2010 года осуществило 1-ю экспедицию к затопленной в районе посёлка Ручьи подводной части крейсера «Аврора».
Известно, что в ходе капитального ремонта, проведённого в 1984-1987 годах, подводная часть корпуса легендарного корабля была отрезана и заменена на новую. Её сделали по восстановленным чертежам из 30-мм стали, чтобы ещё как минимум на сто лет гарантировать надёжную стоянку «Авроры» в водах Невы. Отрезанная часть, представляющая собой остов всего корабля, имела коррозийные повреждения и многочисленные пробоины периода войны, залитые многими тоннами бетона. Сначала остов решили разрезать на металл, но затем отбуксировали в гавань военно-морской базы Ручьи, строившейся до Великой Отечественной войны как «Кронштадт-2», или «Второй Кронштадт». В 1990-х здесь начали возводить новый причал. Было решено, что первоначальный остов корабля революции будет засыпан грунтом и ляжет в основание причала. Однако подводная часть корпуса «Авроры» затонула почти перпендикулярно причалу в нескольких метрах мористее. По одной из версий, остов «проявил характер» и ушёл в сторону от места затопления после загрузки камнями. По другой – был плохо закреплён, оторван волнами во время шторма и лёг на грунт. Как бы там ни было, но возле причала в Ручьях подводная часть крейсера лежит по сей день.
Несмотря на то, что остов «Авроры» практически полностью погружен в воду, он уже почти два десятка лет притягивает к себе много любопытствующих. К сожалению, среди них много людей, желающих хоть чем-то поживиться. Все эти годы остов кромсают на сувениры, а то и просто на металлолом. В ход идут резаки и кувалды.
Судьба легендарного крейсера не безразлична Историческому обществу Ямбурга-Кингисеппа. В первом издании своей книги «От «Второго Кронштадта» к «Второму Роттердаму»» президент общества Вадим Аристов рассказал о судьбе нижней части легендарного крейсера, находящегося в водах Лужской губы. Второе издание книги, написанное с учетом новых источников, вот-вот увидит свет. Ещё до его выхода Вадим Аристов и член правления Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа Николай Иевлев организовали 1-ю экспедицию данной общественной организации к затопленной части корабля революции.
Целью экспедиции было ознакомление с текущим состоянием остова «Авроры» путём обследования его аквалангистами. Последнее стало возможным при участии дайверов из региональной общественной организации «Центр подводного плавания «Тритон»».
Результаты экспедиции еще будут анализироваться, но уже с уверенностью можно сказать, что остатки легендарного крейсера в основном сохранились. Общество обсудит итоги экспедиции. Участники же экспедиции единодушны во мнении – остов «Авроры» должен быть признан исторической ценностью и сохранён как памятник. Он может и должен служить патриотическому воспитанию граждан России. Прежде всего, молодежи.
Целесообразно проработать вопрос о возможной музеефикации остова «Авроры». Это могло бы стать началом создания в Кингисеппском районе Морского музея, тем более что остов лежит в акватории взорванного во время войны «Второго Кронштадта», а также в непосредственной близи от строящегося морского торгового порта Усть-Луга, призванного стать «торговыми воротами» новой России. К данному экспонату впоследствии можно было бы добавить поднятые со дна Балтики затонувшие корабли.
По мнению В. Аристова и Н. Иевлева, достойное место для Морского музея Кингисеппского района могло бы найтись в новом населённом пункте в районе посёлка Усть-Луга, который запроектирован как город для проживания специалистов одноимённого торгового порта. Стоит заметить, что генеральным планом нового города предусмотрено строительство музея, тематика которого пока ещё не определена.
Реализация такого исторического проекта в районе МТП Усть-Луга способствовала бы преемственности в сохранении морских традиций России как великой морской державы.

Пресс-служба Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа

Автор:

Новости партнеров