В Архангельске обсудили программу развития профессионального образования

Совет ректоров вузов Архангельской области обсудил программу развития профессионального образования.

Первый вопрос повестки дня был посвящен одной из самых злободневных проблем российской системы образования — начальному и среднему профессиональному образованию. Как отметил региональный министр образования, науки и культуры Илья Иванкин, структура учреждений профессионального образования, реализуемые образовательные программы, материальная база, кадровое и учебно-методическое обеспечение в настоящее время не соответствуют требованиям экономики и социальной сферы Архангельской области. Ситуация усугубляется демографическим провалом.

Кроме того, отметил он, наблюдается дисбаланс в системе подготовки кадров. Илья Иванкин привел статистические данные, согласно которым сегодня на одного обучающегося в учреждениях начального профессионального образования (то есть будущего рабочего) приходятся пять будущих руководителей (выпускников вузов и техникумов).

Система профобразования должна быть реформирована. Министр рассказал о готовящейся областной программе развития этой системы. Программа разделена на шесть направлений. Первое — формирование эффективной территориально-отраслевой организации образования. Иначе говоря, реструктуризация. Реформирование областного профобразования должно осуществляться по принципу деления на кластеры — аргопромышленный, лесопромышленный, транспортный, общепита и торговли, строительства и ЖКХ. Предусмотрен отдельный территориальный кластер в Северодвинске.

Колледжи и техникумы планируется оснастить современным оборудованием и укомплектовать высококвалифицированными кадрами. Илья Иванкин не отрицал, что может произойти сокращение сети образовательных учреждений. Вместе с тем он отметил, если удастся сохранить финансирование на том же уровне, что и сейчас, то перераспределение средств даст возможность обновить оборудование в оставшихся учебных заведениях.

Другие элементы модернизации — повышение привлекательности профобразования, привлечение работодателей для формирования образовательных программ и участия в экспертизе получаемых знаний, формирование эффективной системы кадрового госзаказа, развитие кадровых ресурсов (обновление преподавательского состава).

Ректор САФУ Елена Кудряшова высказала свою точку зрения на программу. Она назвала ее неконкурентоспособной. Программа настроена на решение областных и муниципальных задач, но в ней не учтен вектор, благодаря которому наш регион может достойно конкурировать с другими субъектами РФ в конкурсе на получение средств для развития профобразования.

«Учреждения начального и среднего профессионального образования области находятся не в чистом поле. Мы едины. В программе развития профессионального образования должна быть представлена единая сеть, включающая базовые вузы, филиалы и, безусловно, Северный (Арктический) федеральный университет», — отметила Елена Кудряшова.

В программе необходимо подчеркнуть региональную специфику подготовки специалистов. «Специалистов вообще готовят везде. И какие основания у федерального центра давать нам преимущества по сравнению с другими регионами?» — аргументировала Елена Кудряшова.

Специфика региона очевидна. Это освоение Арктики. Кроме того, по мнению ректора САФУ, в программе необходимо подчеркнуть роль госкомпаний и крупного бизнеса, которые работают в области. Это важные партнеры для учебных заведений. Илья Иванкин счел доводы ректора САФУ совершенно справедливыми и призвал специалистов федерального вуза подключиться к доработке программы.

Автор:

Новости партнеров