Многие конкурсы, которые в этом году объявлял Смольный, пришлось отменять и проводить заново по решению петербургского антимонопольного органа. О том, почему конкурсы вызывают претензии его участников, а решений антимонопольщиков в пользу заявителей все больше, рассказал в беседе с «Агентством Бизнес Новостей» заместитель руководителя УФАС по контролю закупок Романом Лучников.
Роман Валерьевич, в последнее время в УФАС участились рассмотрения жалобы по госзакупкам, с чем это связано?
Я бы не сказал, что размещение закупок стало обжаловаться чаще, это происходит в обычном режиме. Общее количество жалоб действительно возросло, но не могу сказать, что их стало значительно больше, и это не произошло лавинообразно по сравнению с каким-то периодом. Отмечу, что крупные закупки всегда оспаривались. Такая практика, например, была и в прошлом году. Другое дело, что к обжалованиям СМИ стали проявлять больший интерес. В том числе, корреспонденты стали приходить на рассмотрение жалоб.
При этом количество число жалоб, которые признали обоснованными или хотя бы частично обоснованными, возросло. То есть появилась тенденция, что жалобщики все чаще обоснованно обжалуют закупки.
Эта тенденция с чем связана?
Во-первых, я это связываю с новым законом. Во-вторых, к руководству контролем за госзаказом Санкт-Петербурга в конце прошлого года пришли новые люди. Внимание к вопросу усилилось.
А меняется само качество заказов?
К сожалению, оно не меняется. Почему-то заказчики считают, что ни нового закона, ни новых людей в контроле за госзаказом Петербурга нет. Все негативные практики, которые можно было применять в работе по 94-ФЗ, вполне могут проходить, по их мнению, и в работе по 44-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2014 года. Эта инерция прошлых лет почему-то сохраняется до сих пор. Из-за этого заказчики имеют массу проблем.
В настоящее время идет много судов по оспариваю решений УФАС. Как много побед одерживает управление?
С 1 января по 1 октября 2014 года в арбитражных судах рассмотрено 230 дел по заявлениям об обжаловании решений УФАС по госзаказу. Отказано в удовлетворении заявлений в 97 случаях. Удовлетворено 93 заявления. То есть в 93 случаях наши решения признаны незаконными, а в 97 случаях – справедливыми. Статистика примерно 50/50. По 40 делам решения еще не приняты.
В этом году закупки начали осуществлять по новому закону. Есть ли у службы сложности относительно его применения?
Конечно, сложности возникают. Но мы всегда стараемся их по возможности оперативно решать – мы консультируемся в центральном аппарате ФАС России по тому или иному вопросу. Если вопрос серьезный, системный, мы направляем им запрос и получаем разъяснения. В этом году мы направили целый ряд запросов по существенным спорным моментам. В частности, по возможности размещения документации о закупке в не копируемом формате. Речь идет о фотографиях, файлах формата .pdf и т.п. В таких случаях ничего с документацией делать нельзя (имеется ввиду скопировать, осуществить по ней поиск) и чтобы заполнить заявку приходится перепечатывать текст вручную. Мы получили из центрального аппарата ответ, что это является нарушением законодательства и такого быть не должно. Ответы на подобного рода вопросы мы размещаем на своем сайте.
Какие еще бывают нарушения со стороны заказчиков?
Основная «болезнь» заказчиков – прописывание документации таким образом, который позволяет на этапе рассмотрения заявок необоснованно ограничивать количество участников до минимального – одного или двух, которые впоследствии не торгуются.
Как такое происходит?
Это происходит в результате того, что необоснованно очень сложно прописывается документация. Зачастую, чтобы заполнить заявку на обычный ремонт надо потратить не один, не два и даже не десять дней. А правильно заполнить ее и не ошибиться вообще не представляется возможным. Заказчиком используются всяческие хитрости и уловки в прописывании требований к товарам при заполнении заявки так, что невозможно правильно ее заполнить, не зная, где расставлены «ловушки».
Как Вы относитесь к идее комитета по госзакупкам классифицировать потенциальных исполнителей?
Знаете, я впервые об этой идее слышу. В СМИ появилась информация о том, что власти Петербурга хотят централизовать закупки муниципальных заказчиков на уровне администраций. Для меня это тоже новость – я об этом узнаю из СМИ. И о так называемом реестре поставщиков тоже – я не видел проекта этого документа. Честно говоря, представляется несколько странным, что местная власть принимает такие решения внутри себя и совершенно не считает необходимым посоветоваться с нами и послушать наши предложения и замечания по таким вопросам.
Наверное, у властей цели благие. Но во что это выльется, особенно, что касается реестра поставщиков, мне не совсем понятно. В том числе не понятно, как это будет соответствовать федеральному законодательству, где не предусмотрены такие ограничения на возможность участия в госзакупках.
Какие рекомендации заказчикам может дать антимонопольный орган, чтобы в следующий раз у нас не срывались дорогостоящие заказы, чтобы все работы были выполнены вовремя, чтобы время не тратилось на оспаривание в судах?
Я считаю, что нужно просто делать выводы из тех решений, которые мы принимаем. Потому что, как правило, допускаются однотипные ошибки. Заказчики прекрасно знают, что в случае обжалования той или иной документации мы примем, скорее всего, решение в пользу жалобщика, то есть в очередной раз признаем то же самое нарушение. Тогда закупку придется вернуть на этап внесения изменений в документацию или вовсе отменить, обжаловать решение в суде… Но они все равно это делают и не считают возможным, стоящим, необходимым прислушиваться к нашему мнению.
Не может ли это быть намеренным?
Я не знаю. К сожалению, такое ощущение, что заказчики стараются не соблюсти закон, а ищут способы его обойти. Это общее впечатление. Иначе не было бы такого количества жалоб на одно и то же и на одних и тех же заказчиков.
Может, заказчики надеются на судебное обжалование. Я привел статистику, где видно, что не все им удается. Я обращу внимание, что 230 дел – это не с комитетом по госзаказу, а в целом с заказчиками. Недавно председатель комитета по госзаказу озвучил, что комитет в 90% случаях выигрывают дела с УФАС. Мы сейчас проверяем эту информацию и выясняем, сколько дел именно с комитетом по госзаказу было, какие решения приняты. Возможно, он прав, но нам эта цифра кажется несколько странной. Как правило, обжалуют заказчики, а комитет по госзаказу – это не заказчик, а уполномоченный орган.
Какие есть санкции для заказчиков, которые поступают вопреки решениям УФАС?
Есть административная ответственность. Мы ее применяем преимущественно по постановлению органов прокуратуры. Когда прокуратура выявляет правонарушения в ходе собственных проверок, то присылает нам на рассмотрение дела. Например, недавно штрафовали председателя комитет по информатизации и связи.
Новый закон по госзакупкам уже достаточно отработан, как считаете?
Нет, конечно. В него будут вноситься изменения. Нужна настройка, которая связана скорее не с внесением изменений в закон, а с трактовкой – там есть спорные моменты. Все как обычно: новое прививается достаточно болезненно.
Анастасия Пальчик / АБН