Несмотря на успехи независимого российского кино на международных фестивалях, его судьба в России складывается достаточно сложно. Государство в порыве заботы о нравственном облике граждан устанавливает новые правила игры для бизнеса. Как результат — старейший российский дистрибьютор артхаусных фильмов прекратил свою деятельность. Опрошенные «Агентством Бизнес Новостей» участники рынка считают, что независимому кино будет трудно не столько от новых рамок, сколько от их совокупности с экономическим кризисом.
Авторский фильм «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева стал победителем 58-го Лондонского кинофестиваля. Однако российский зритель может и не его увидеть в прокате. По крайней мере, фильм придется адаптировать под новый российский закон, запрещающий нецензурную лексику в кино.
Когда закон о мате вступил в силу, многие деятели культуры через СМИ негативно о нем отзывались. Тем не менее, закон о мате не единственный, который может усложнить жизнь как производителям кино, так прокатчикам.
Госдума одобрила целый букет законов, которые заботятся о нравственности населения. Это и запрет на пропаганду гомосексуализма, и закон об оскорблении чувств верующих. С недавних пор киногероям не рекомендуется курить на экране, чтобы не подавать дурной пример. Кроме того, любой фильм с этого лета должен получить прокатное удостоверение, чтобы демонстрироваться на публике (не только в широком прокате, но и на фестивалях и в киноклубах). А для поддержки российского кино даже предлагалось сократить число иностранной продукции в прокате.
На прошедшем недавно Медиафоруме его генеральный продюсер, глава Роскино Екатерина Мцитуридзе, говорила, что тучи со стороны Госдумы уж очень сгущаются. По ее словам, для развития отечественного телевизионного и киноконтента в России надо принять ряд послабляющих законов.
«У нас есть все, чтобы сегодня здесь развивать инфраструктуру [индустрии развлечений]. Для этого нужно всего лишь принимать законы. Законов у нас нет. Люди, которые должны отвечать за лоббирование интересов отрасли, культуры, бизнеса в культуре, этим не занимаются. Они занимаются популизмом, тем, что ограничивают количество слов в предложении, придумывают, что такое мат, что – не мат», — сказала тогда глава Роскино.
Но принятые законы не пересматриваются, несмотря на пожелания Мцитуридзе и ряда других деятелей культуры.
Эффектные законы
Тем временем, новые правила начали проявлять свой эффект. Зритель уже лишился некоторых кинокартин.
«Мы собирались заниматься фильмом «Комбинат «Надежда», который сняли до закона о запрете мата, а прокат был уже при его действии. Режиссер Наталья Мещанинова отказалась «уродовать» свою картину и «чистить» ее от мата. Из-за этого закона прокатчики теряют картины», — рассказала АБН исполнительный продюсер Utopia Pictures Мэри Юфит.
«Я считаю, что запрет на ненормативную лексику – прямая цензура, которая вообще запрещена конституцией. Каждый художник может вложить в уста своих персонажей те слова, которые он считает нужным, — прокомментировал ситуацию президент и совладелец компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. — Единственное, что в данном случае могут и должны сделать прокатчики – честно предупредить зрителя, чтобы люди заранее знали, что есть ненормативная лексика. Причем в переводе всегда легче – там можно пользоваться эвфемизмами. Сложно с российскими героями – люди уже привыкли к достаточно правдивому отображению реальности, по крайней мере, в российском независимом кино. А теперь все герои нашего кинематографа превратятся в вежливых людей».
При этом Клебанов не считает, что другие идеи депутатов Госдумы по поводу реформы кино серьезно влияют на этот бизнес: «Все остальные ограничения – они вроде бы есть, но не могу сказать, что ими пользовались для введения жесткой цензуры».
В Utopia Pictures считают, несколько осложнила жизнь компании процедура получения прокатного удостоверения: «Это отнимает возможность выпускать фильмы оперативно. Мы вынуждены закладывать время и деньги на прохождение никому не понятной процедуры», — сказала Мэри Юфит. Она добавила, что в этом законе прописана оговорка о возможности показывать фильмы на фестивалях, но четкой трактовки данного пункта нет.
Кино сдается без зрителя
По независимому кино бьют не только законодатели и чиновники. Министерство культуры ратует за то, чтобы культура в России была не только духовной, но и хотя бы немного прибыльной. Но в сложившихся экономических условиях работать даже крупным компаниям. Нишевые же фирмы уже начали сдавать позиции.
Так, первый российский дистрибутор артхаусных фильмов «Кино без границ» прекратил свою работу и неделю назад получил иск о банкротстве. Сэм Клебанов пояснил, что фирма будет консолидирована в основного акционера A Company. Комментируя прекращение работы компании Клебанов отметил, что компания не в состоянии пережить ухудшение экономической ситуации. По его словам, сложности испытывает вся ниша.
«К сожалению, прокат независимого кино – это очень уязвимая ниша. Как только ухудшается экономическая ситуация, люди начинают на нем экономить. У нас был очень большой спад в 2008 году, сейчас он еще ниже. Причем спад происходит по всему рынку, сборы фильмов в ограниченном прокате фильмы собирают в разы меньше, чем они могли бы», — сказал Клебанов.
Спад волнует и производителей авторского кино. «Я понимаю, что к новому году будет спрос, но что будет к февралю и марту месяц? Тогда выходят две наши картины – я думаю, что будет очень трудно», — прокомментировал руководитель кинокомпании Proline Film продюсер Андрей Сигле.
«Итоги проката в несколько раз меньше, чем мы планировали даже по самым скромным прогнозам. Есть ощущение, что зрителей в принципе меньше стало. И переключать их внимание на кино авторское стало сложнее», — прокомментировала Мэри Юфит.
Надо заняться экономикой
Причем дистрибьюторы теряют деньги и контракты не только в кинотеатрах. Проблема есть и с продажами на телевидении. Сэм Клебанов рассказал, что платные каналы, которые закупали независимое кино, теряют клиентов — люди просто не готовы теперь тратить на такое развлечение. А запрет рекламы на платных каналах заставил многие телекомпании терять контракты с рекламодателями, а значит и средства на покупку кино. Кроме того, легальная дистрибуция в интернете непопулярна, сказал Клебанов.
«Мы являемся частью общей экономической деятельности России. Поэтому ухудшение экономической ситуации сказывается и на нас, безусловно. Любой бизнес, в том числе и наш тоже, волнуется, поддается нервозности и паническим настроениям, это, конечно, не дает спокойно существовать в завтрашнем дне. Пока у нас политика будет определять экономику, ничего хорошего от этого получаться не будет», — резюмировал продюсер Андрей Сигле.
Причем он добавил, что пока не видит какого-то другого пути улучшения ситуации, кроме как ведения грамотной внешней политики. «Что должно произойти? Надо прекращать нам воевать в Украине, надо вести более осознанную политику с нашими партнерами на западе, не надо оголтело обвинять США во всех наших бедах, которые существуют в нашей стране, а надо просто взять и заняться экономикой».
Анастасия Пальчик / АБН