Налогообложение малого бизнеса этой осенью стало одной из острых тем: сначала предлагали ввести региональный налог с продаж, затем – дополнительные отчисления для некоторых видов бизнеса, местный налог на торговлю. В связи с этим очередной материал из серии «Экономический ликбез» на этой неделе посвящен налоговым сборам с малых форм предпринимательства.
Минувшая неделя завершилась хорошей новостью для малого бизнеса. Комитет по бюджету и налогам Госдумы отклонил поправки в налоговое законодательство России. С их помощью Москва, Петербург и Севастополь рассчитывали получить дополнительные отчисления в бюджет от местных предпринимателей. Согласно документу, 22 вида бизнеса должны были начать облагаться дополнительными налогами от 6 тыс. до 600 тыс. рублей.
Против документа выступили представители предпринимательского сообщества. В частности, в интервью АБН глава Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели отметила, что авторы законопроекта плохо представляют себе доходность малого бизнеса. «В случае принятия закона огромная часть предприятий малого бизнеса либо закроется, либо уйдет в тень, как уже было после повышения совокупного страхового взноса», — заявляла она.
За что уже платят
Однако помимо еще не прошедшего законопроекта для малого бизнеса существует немало иных сборов. Все платежи можно разделить на четыре группы. Это фиксированные взносы индивидуального предпринимателя во внебюджетные фонды «за себя». Во-вторых, это налоги в те же фонды с зарплаты работников. В-третьих, существуют некоторые дополнительные налоги в зависимости от вида деятельности, в-четвертых, — налоги в зависимости от системы налогообложения, которую выбирают сами предприниматели.
По итогам года предприниматель вне зависимости от возраста, должен внести деньги в два фонда. При доходах ИП не более 300 тыс. рублей в 2014 году бизнесмен должен заплатить 20727 рублей (17,3 тыс. рублей – в пенсионный фонд, а 3,4 тыс. рублей – в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования). Если доход предприятия выше 300 тыс. рублей, то в ПФР дополнительно нужно перечислить 1% от доходов.
Если предприниматели нанимают в свою компанию работников, то с их зарплаты также отчисляются дополнительные взносы: НДФЛ по ставке 13% или 9% в пользу налоговой инспекции. Помимо этого должны вноситься страховые взносы во внебюджетные фонды, исходя из размеров тарифов, умноженных на зарплаты работников.
Еще больше платят бизнесмены, которые работают в некоторых специфических сферах. Это производство и реализация подакцизных товаров, налог на добычу полезных ископаемых, налог за использование водных объектов. Кроме того, дополнительные средства вносят обладатели специальных разрешений и лицензий. Это регулярные платежи за использование недр, объектов животного мира, объектами водных биоресурсов. Все дополнительные сборы предприниматель должен платить вне зависимости от системы налогообложения.
Налогообложение посистемно
Всего на выбор бизнесмену предлагается несколько систем налогообложения, каждая из которых имеет свои определенные условия, преимущества и недостатки. Самым простым вариантом является общая система налогообложения, но эта схема мало пригодна для малого бизнеса. Во-первых, участники общей системы составляют много отчетностей, а это дополнительный источник издержек. Во-вторых, после уплаты всех налогов малое предприятие рискует остаться вообще без прибыли. Поэтому более распространенными являются льготные системы.
Существует единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Это не собственно отдельная система, но переход на уплату налогов на основе расчетов, указанных в Налоговом кодексе. Налог будет составлять 15% от налоговой базы за вычетом уплаченных в начале года вносов в страховые фонды и пособий по временной нетрудоспособности. Налоговую базу рассчитывают на основе потенциально возможного дохода. Доступен ЕНВД для предприятий, которые предлагают бытовые и ветеринарные услуги, авторемонт и техобслуживание автомобилей. Выплачивать такой налог могут также магазины, площадью зала не более 150 кв.м и нестационарные торговые точки, а также общепит, площадь зала которого также не превышает 150 кв. м. Основными недостатками ЕНВД является фиксированность ставки, которая не зависит от результатов работы компании. А также фиксированные же уровни доходности – при аренде большей площади, например, растет и налоговая нагрузка, которая в итоге может оказаться неподъемной для компании.
Непосредственно льготной системой является Упрощенная система налогообложения (УСН). При переходе на «упрощенку» компания не платит налог на прибыль организаций, НДС (кроме НДС при ввозе товара), единый соцналог, налог на имущество организаций физлиц. Последний в этой системе, равно как и в случае с ЕНВД, ввели только весной этого года.
При этом предприниматель все еще обязан делать страховые взносы, оплачивать местные налоги (транспортный, земельный, на рекламу). При такой системе можно выбрать объект налогообложения: 6% от доходов фирмы идут в ПФР и на пособия по нетрудоспособности или процент разницы между доходами и расходами компании. Регионы могут дифференцировать этот процент от 5 до 15%. В Петербурге в 2014 году он составляет 10%. Преимуществом «упрощенки» является освобождение от предоставления бухотчетности (которую вести все-таки нужно) в налоговую инспекцию.
Например, некий петербургский предприниматель зарегистрировал свою фирму 1 февраля, и его компания подходит под указанные параметры. С начала года он получил прибыль в размере 500 тыс. рублей, а расходы составили 450 тыс. рублей. Работников в его компании, кроме самого бизнесмена нет. Он заплатил обязательные взносы «за себя», а ставка УСН составила 5 тыс. рублей. В данном случае уплачивается минимальный налог УСН — 1% от дохода. Чистая прибыль в итоге составит чуть более 24 тыс. рублей.
Среди недостатков системы, например – запрет на появление филиалов. Кроме того, перейти на такую систему могут компании, доход которых менее 15 млн рублей, выручка не более 60 млн рублей за год, а стоимость активов менее 100 млн рублей. Штат такой компании не должен превышать сотню работников, а доля участия других предприятий (в том числе и государственных) должна быть менее 25%. Недоступна УСН для компаний, уплачивающих ЕНВД или единый сельхозналог, а также компаниям, производящим подакцизные товары, добывающим, производящим, реализующим полезные ископаемые, игорному бизнесу.
Другой льготной формой является патентная система налогообложения. Она была введена в прошлом году. Доступна эта система лишь для предприятий, где трудятся не более 15 человек. По сути, предприниматель покупает патент на отдельный вид деятельности. Стоимость патента составляет 6% от потенциального дохода за год и заменяет налог. Патент можно получить на срок от одного до 12 месяцев, что также учитывается в стоимости. Такая система удобна для сезонных предприятий. Согласно ей, ИП освобождают от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество физлиц, компания также не контактирует с налоговыми органами напрямую: оплатить патент можно через банк.
Недостатком патентной системы является «авансовая» система оплаты, что не учитывает размер итоговой прибыли. Кроме того, нельзя вычесть из стоимости патента то, что предприниматель заплатил «за себя», в отличие от ЕНВД и УСН. А если компания ведет разную деятельность в нескольких субъектах России нужно получать несколько патентов на каждую форму работы и в каждом регионе. Все это увеличивает нагрузку для предпринимателя.
Предположим, что некий гражданин собирается открыть бизнес по ремонту обуви и получает патент на ближайшие 12 месяцев. Потенциально возможный доход каждый регион устанавливает сам, но не более 1 млн рублей. Так, в Петербурге сапожник заплатит за патент в 2014 году 36 тыс. рублей (потенциально возможный доход составляет 600 тыс. рублей). Тот же петербуржец, решивший открыть магазин (площадь не более 50 кв. м.), за патент отдаст 117 тыс. рублей.
В поисках льготы
К участию в патентной системе, а также использованию УНС призывают малый бизнес в правительстве. Так, рассматривается предложение, при котором и УНС, и патентная система смогут обеспечить для использующих их предпринимателей так называемые «налоговые каникулы» (правда, документ этот пока прошел лишь первое чтение в Госдуме). Для некоторых видов деятельности также установлены льготные режимы работы.
Есть более узконаправленные льготы. Например, предпринимателям, оказывающим услуги по присмотру и уходу за детьми, с конца лета не нужно платить НДС. И это предложение существенно могло бы облегчить жизнь представителям такого бизнеса. Но чтобы воспользоваться такой возможностью, компании должны работать по основной системе налогообложения, что серьезно нивелирует эффект льготы.
В это же время в Минпромторге, например, тоже озаботились проблемой мелкой розницы. В стратегию развития малой торговли министерство хочет внести дополнения по модели многоформатной торговли. На данный момент это никак не учтено, а разделение по типам стимулирует открывать магазины малого формата. На федеральном уровне также озаботились вопросом нестационарных объектов, которым предлагается выдавать разрешения на размещение на срок не менее пяти лет. Пока, однако, эта, как и многие другие инициативы, находится в разработке.
Между тем, глава правительства Дмитрий Медведев пытается успокоить бизнес и малый, и крупный обещаниями налоговую систему больше не «кошмарить». «Тема налогообложения малого бизнеса — весьма чувствительная. Малые и средние компании сталкиваются с бо́льшими сложностями в привлечении финансирования. На уровне правительства были предложены определенные решения — это и система гарантий, и микрофинансирование, и двухлетние налоговые каникулы для тех, кто начинает свой бизнес. […] В то же время, как я уже сказал, тот баланс интересов, который должен быть найден, был бы не только найден, но и реализован в законопроектных решениях. Хотел бы отметить в этом контексте, что, несмотря на крайне непростую ситуацию, мы всё-таки не пошли на увеличение налоговых платежей: я имею в виду на увеличение ставки по ключевым налогам, таким как налог на добавленную стоимость, и введение налога с продаж», — резюмировал тему на недавнем совещании премьер-министр.
Елизавета Большакова / АБН