Киноиндустрия в России все чаще попадает под раздачу. Последние законодательные инициативы в сфере кино, как считают представители рынка, могут в очередной раз серьезно ударить по производителям и дистрибьюторам. О том, какие законы на самом деле нужны российской киноиндустрии, есть ли будущее у независимого кино в России и зачем нужен Медиа Форум «Агентство Бизнес Новостей» узнало у главы компании Роскино Екатерины Мцитуридзе.
Если говорить о нынешней ситуации на рынке независимого кино в России, насколько благоприятны условия для его развития?
В данный момент в России почти не существует условий для развития рынка независимого кино, если мы подразумеваем рынок в понимании бизнеса, как это происходит во всем мире, а не дотационную отрасль, где все зависит от выделенного государством объема средств, которых с одной стороны никогда не хватает, с другой — даже если сделать субсидию мечты, соединив желаемые объемы всех продюсеров, это не повлияет на развитие реального рынка. До тех пор, пока одним выделяются миллионы «бесплатных денег» для потенциальных блокбастеров, большая часть которых проваливается в прокате, а другим, менее «потенциальным», молодым, независимым, остается только надеяться на остаточный принцип, рассчитывать на то, что картина реально поменяется, думаю, не стоит.
Не помешают ли развитию новые российские законы, направленные на защиту, назовем это так, нравственных интересов населения? Имеются в виду законы о запрете мата, пропаганде гомосексуализма, оскорблении чувств верующих и т.п.
Развитию рынка никакие запреты на пользу идти не могут. Любые цензурные ограничения отражаются на конъюнктуре — она становится не рыночной, и не актуальной, а псевдонравственной. Искусственно введенные темы, поощряемые бесплатными деньгами, в итоге превращаются в фальшивые фильмы, в которые зритель не верит. В итоге массовая аудитория в России смотрит либо пошловатые комедии, либо — супергромкие, раскрученные миллионами долларов рекламы блокбастеры. Если мы говорим о российском кино, и то, и другое случается в хорошем случае 4-5 раз в год. Всё. Все остальное – десятки фильмов снятых за госсредства – своего зрителя так и не встречают. А новые, молодые, дерзкие, или опытные профессионалы, обладающие знаниями, которые могут развивать рынок, приносить свежий взгляд и современные системы финансирования, остаются на периферии процесса.
В Думе предлагали ввести ограничения на иностранное кино в России. Также по новому закону фильмы для демонстрации должны получить прокатное удостоверение. Как дистрибьюторам можно выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями?
Независимые дистрибьюторы вряд ли смогут выйти из создавшейся ситуации. Более того, многие, которые прокатывали в России, начиная с конца 90-х (когда все только развивалось, и казалось хуже некуда), качественное независимое кино, уходят в данный момент с рынка. В том числе Сэм Клебанов и его компания «Кино без границ», которая сделала многое для развития вкуса у современной аудитории, привозя в Россию замечательные авторские фильмы, которые с удовольствием смотрела довольно широкая аудитория.
Вообще делается многое, чтобы искоренить культуру смотрения – однообразным меню и игрой на понижение качества. Что, разумеется, не пойдет на пользу ни развитию рынка в целом, ни российской киноиндустрии в частности. Но я все же надеюсь – квоты не пройдут ни мытьем, ни катом. Я знаю, сколько усилий прикладывают, в первую очередь, наши ведущие продюсеры для того, чтобы этого не произошло. Ассоциация российских кино- и телепродюсеров ведет благородную борьбу за рынок — и президент Ассоциации Михаил Лесин, и сопредседатели Сергей Сельянов, и Александр Акопов – люди, во многом сформировавшие современную медиа индустрию. И, думаю, они делают все, чтобы не дать ее разрушить.
Каких законов по-настоящему не хватает индустрии, в частности, независимому кино?
Индустрии не хватает протекционистских мер, которые помогут формированию реальных бизнес-моделей, реальных фондов, помогут привлечь частные инвестиции, банки, страховые компании. Долгожданный закон о меценатстве тоже довольно вялый получился. Он вряд ли повлияет на улучшение общего климата. Не хватает законов, которые помогут защитить интересы российских производителей контента, не квотами, а дотациями — кинотеатрам, дебютантам, независимым прокатчикам. Нет и в помине закона о налоговых послаблениях в случае совместного производства с другими странами. Это могло бы обеспечить приток новых денег в наше кино. Российские производственные компании, имеющие огромный опыт, могли бы на этом сильно подняться.
Буквально на днях в Лос-Анджелесе на кинорынке AFM (American Film Market — АБН) к нам обратилась одна из ведущих китайских кинокомпаний, которая собирается снимать в России. По сценарию 70% действия фильма разворачивается в Москве. Это три месяца съемок, 80 человек группы из Пекина, это огромная часть бюджета, которая может быть вложена в Москву. Мы, конечно, постарались всячески заверить продюсеров, что сделаем для них специальные льготы, и это мучительно, но не невозможно, но после нас они пошли встречаться с представителями Венгрии и Чехии, и я понимаю, что шансов, что они к нам вернутся, крайне мало. Я даже созвонились с Федором Бондарчуком, чтобы сверить мое понимание ситуации с одним из лидеров отрасли, и он полностью разделил мои опасения, что даже если мы организуем для них супериндивидуальные скидки на все – от техники, до отелей, от разрешения на съемки до транспорта – Будапешт и Прага сегодня дают возможность снимать Москву процентов на 30 дешевле, чем в самой Москве!
С 1 по 10 октября в Петербурге проходил Международный Медиа Форум? Что это такое? В чем его уникальность?
Петербургский Международный Медиа Форум – событие, обусловленное временем. Концепция, которую мы разработали в Роскино с учетом всех новых тенденций современной индустрии развлечений, подтвердила свою работоспособность и актуальность в первый же год. В первую очередь, это синергия кино, телевидения и интернета, что дало отличный результат. Медиа Рынок на Бирже объединил ключевых игроков трех рынков, которые редко могут пересечься в одном пространстве. Им было о чем поговорить.
Больше всего нас порадовало то, что к лидерам интернета и кино- и телепродюсеры отнеслись очень внимательно: конференции в рамках Стартап Аллеи шли нон-стоп в течение трех дней и пользовались большим успехом. Например, продюсеры уровня Сергея Сельянова, Федора Бондарчука, Андрея Сигле, Романа Борисевича, Александра Котелевского, Вадима Горяинова или из телевизионных Александра Цекало, Алексея Пиманова, Влада Ряшина, Вячеслава Муругова, Юлианы Слащевой с интересом слушали коллег с интернета, рассказывавших о новых форматах дистрибуции и монетизации контента.
Медиа Форум принял 2700 гостей из 57 стран мира. Хотя из-за ситуации с санкциями мы рассчитывали примерно на полторы тысячи участников. Но в результате нашей бурной агитационной деятельности, развернутой начиная с февраля с Берлинского кинофестиваля и заканчивая сентябрем в Торонто, приехали все, кого мы звали — включая директоров крупнейших кинофестивалей и рынков. Генеральный директор Каннского кинорынка Жером Пайар согласился войти в Попечительский совет Медиа Форума, что для нас было мощнейшей поддержкой в международном сообществе.
Только в кампусе Александра Сокурова в Репино, которую я в знак уважения к маэстро назвала К.Л.А.С. (Кино Лаборатория Александра Сокурова), приняли участие 90 авторов-непрофессионалов, выбранных из интернета со всей России и стран СНГ. А курировала их группа организаторов примерно из 30 человек, включая лекторов, режиссеров, продюсеров. Больше 250 человек посетили рынок копродукции. Прямо в Петербурге, в здании Биржи состоялись первые договоренности о восьми новых совместных кинопроектах. Ну и для нас, для меня лично, для всей нашей команды важно, что в городе все дни Медиа Форума была атмосфера праздника. В 10 лучших кинозалах города показали больше 60 кино- и телепремьер.
Уравнять в статусе телепремьеры с кино – также наше нововведение, которое полностью себя оправдало. Единственное, мы не рассчитали, что всплеск интереса к телепремьерам может возникнуть с первого раза, и выделили небольшие залы на 150-180 мест. В итоге не уместились. Пришлось добавить сеансы там, где это было возможно. Многие мои питерские друзья даже стали жаловаться на контрпрограммирование — это когда в один вечер одновременно показывают классные фильмы и невозможно разорваться. Но это как раз самый большой комплимент для нас, для Роскино как для организаторов. В следующий раз добавим сеансов.
В рамках Форума состоялось много бизнес-конференций. Вы довольны их уровнем?
Если конкретно, мы провели 45 конференций разного формата за три дня, включая часовые лекции лидеров новых медиа, таких как Бен Ху, Михаил Табунов, Патрик Хейли, Стивен Бехари, Дмитрий Навоша – ребят, которые сегодня меняют правила игры в мировой интернет индустрии. Конференции шли параллельно в нескольких залах. Самыми громкими и эмоциональными оказались дебаты по квотированию национального кино и по борьбе с пиратством в сети. Они собрали по 200-250 участников каждая, а спикерами выступили российские и международные продюсеры, юристы, работающие с авторским правом, дистрибьюторы.
Например, по пиратству наиболее ярко выступили замминистра связи Алексей Волин, заявивший, что в интернете нужны свои «вежливые люди», и сопредседатель Ассоциации кино и телепродюсеров Александр Акопов, назвавший главными пиратами Яндекс, ВКонтакте и Google. При этом противоположная точка зрения тоже была озвучена представителями интернет сообщества. Так что дискуссия была жаркой и не похожей на скучные заседания с предсказуемым сценарием. Вице-президент Американской киноассоциации MPAA Майкл Робинсон после конференции подошел ко мне и сказал, что не ожидал таких откровенных и бурных дебатов. Он, видимо, думал, что мы будем ходить вокруг да около, а мы не таких позвали!
Удалось ли подписать какие-либо договоры или заключить сделки на Медиа Форуме? Каков в целом бизнес-потенциал мероприятия?
Бизнес-потенциал Медиа Форума очень большой. Финальные итоги сделок будут появляться в течение ближайших месяцев. Например, кинорынок DOORS to Russian Cinema, который посетили 45 байеров со всего мира, включая восемь американских компаний, что мягко говоря было непросто организовать в разгар «санкционных войн», дал хорошие результаты: «Две женщины» Веры Глаголевой, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Класс коррекции» Ивана Твердовского, «Белый ягель» Владимира Тумаева, «Дурак» Юрия Быкова получили предложения о покупке. Потом, не стоит забывать, что это международный форум, и сведения о сделках между представителями других стран, мы будем получать только после того, как они сначала оформят это между собой. Около 750 участников телерынка со временем предоставят подробные сведения, а сейчас они все выразили полную готовность продолжать с нами сотрудничество в следующем году.
Что получил и будет получать Петербург от проведения Форума?
Я скажу следующим образом, Петербург – город, формируюший в России общественное мнение, и это город, в котором культура не что-то побочное, а главный камертон всего происходящего. Поэтому событие международного формата здесь логичней и осмысленней проводить: сам город и горожане – залог его успеха. Михаил Пиотровский и Сергей Сельянов лучше всех сформулировали, что именно дает Международный Медиа Форум Петербургу, высказав мысль, что культурная столица это не пожизненный статус, и что его надо постоянно поддерживать событиями, развивающими инфраструктуру и идущими в ногу со временем. Именно таковым они расценили Медиа Форум. Со временем, при том доброжелательном отношении, которое оказал нам город, правительство города и лично Георгий Полтавченко, и, конечно, при условии благоприятного политического и экономического фона, Медиа Форум займет достойное место на карте международной индустрии развлечений. Это, в свою очередь, подтверждает статус Петербурга как города не только бережно охраняющего классику, но города смотрящего вперед и открытого ко всему новому и прогрессивному. Это что касается имиджевых моментов, что для России сегодня важно как никогда раньше.
С точки зрения бизнес-концепции, Медиа Рынок пока полностью осуществлен при поддержке города и частных партнеров, которым интересно ассоциироваться с актуальным событием международного формата — это «Петромир», Национальная Медиа Группа, «Ростелеком», «Аэрофлот», который вместе с Роскино уже несколько лет расширяет границы проникновения нашей культуры в мировое поле. Но опять же со временем, года через 3-4, Медиа Рынок может и должен стать вполне прибыльным сам по себе. Арт-директор нью-йоркского кинофестиваля Tribeca Фредерик Боайе вспомнил в Петербурге о том, что их площадку первоначально тоже сильно поддерживал город, а спустя десятилетие стабильного развития это вполне прибыльное мероприятие, институция, у которой имеется даже своя система проката независимого кино. В Петербурге проходит один из лучших экономических форумов мира ПМЭФ, мощные юридические и нефтегазовые конвенции, тем более именно в этом городе актуальна международная бизнес- и культурная площадка с репутацией. Для петербуржцев же это великолепная возможность оценить качественное кино и сериалы в атмосфере настоящего фестиваля.
Еще немного о Петербурге. По вашему мнению, насколько продуктивно стал работать «Ленфильм» после того, как начался процесс возрождения киностудии? Какие можно отметить достижения в работе киностудии по производству фильмов?
Мы регулярно общаемся с Федором Бондарчуком, который возглавил несколько лет назад Совет директоров «Ленфильма», и я знаю, что и он, и генеральный директор студии Эдуард Пичугин, много усилий прикладывают, чтобы вдохнуть в студию новую жизнь. Говорить о продуктивности же, на мой взгляд, пока рано. Нужно время чтобы перестроить разрушенную со временем производственную базу, обновить технику, перестроить павильоны. Но самое главное – создать атмосферу творчества. Александр Николаевич Сокуров со своей студией «Пример интонации» тоже работает на базе «Ленфильма» и это очень важно для молодых, которые получают возможность заявить о себе. Не так много для них сегодня открытых дверей. Знаете, критиковать проще, чем поддерживать. Мы же придерживаемся другого формата — помогаем нашим друзьям и единомышленникам, что называется, и словом и делом – Роскино на каждом международном рынке представляет «Ленфильм», и многие интересуются его возможностями. Но далее все упирается в проблемы, о которых мы говорили выше — отсутствие законодательной базы и системы поощрения производства в России, в целом.
На Медиа Форуме вы все время говорили, что это площадка, свободная от политики. Но ведь как-то все же сказались на киноиндустрии последние законодательные инициативы, связанные с кино (в частности, запрет на мат, необходимость получения прокатного удостоверения для фильмов, участвующих в кинофестивалях)? Как рынок на них отреагировал?
Принятие этих законов я не связываю с политикой, это скорее — антиполитика. Сильно вредить они не смогут в силу своей полной бессмысленности. Есть возрастной ценз выдачи фильму прокатного удостоверения, и он прекрасно работает во всех странах, так же, как и в России. Все остальное – это популизм и замена реальных мер по развитию индустрии, симулякрами, как это называет социолог Даниил Борисович Дондурей. В этом смысле я, как и многие наши единомышленники, коллеги, надеюсь на здравый смысл людей, которые, обладая властью, хотят изменить систему, сложившуюся годами.
Мы работаем в индустрии, где аудиовизуальные образы напрямую сильнейшим образом содействуют формированию общественного резонанса, мнения. И я уверена, чем меньше идеологических установок будет навязываться творческим людям, людям индустрии, медиабизнеса, тем свободней и быстрей будет развиваться рынок. Это, в том числе, привлечет к нам профессионалов из разных стран, что не может не отразится позитивным образом на имидже России в мире. Том, на который наша страна более чем достойна рассчитывать.
Дарья Борисова / АБН