Закрыть

МЭР не любит троицу

Современная экономика немыслима без рейтингов, причем не только в оценках размера состояния миллиардеров. Уже давно с их помощью оценивают инвестиционный потенциал компаний и стран. Работе рейтинговых агентств посвящен очередной материал «Агентства Бизнес Новостей» из цикла «Экономический ликбез».

Рейтинг, фото с сайта top.rbc.ru

фото с сайта top.rbc.ru

В условиях санкций российское правительство старается снизить влияние Запада на отечественную экономику. РФ уже установила ограничения на работу международных платежных систем, теперь в кабмине принялись за рейтинговые агентства (РА). В конце прошлой недели стало известно, что Минфин доработал правила аккредитации для РА и, конечно, не забыл о санкциях на случай нарушений предписаний Центробанка.

Алексей Улюкаев, фото пресс-службы Совета Федерации

Министр экономического развития считает международные агентства ангажированными, поэтому придумал новые меры, чтобы рейтинг по нацшкале отозвать не могли

Правительство недовольно деятельностью большой тройки агентств (Moody’s, S&P, Fitch Ratings). В частности, министр экономического развития Алексей Улюкаев уверен, что возможный скорый пересмотр рейтинга – результат некомпетентности или ангажированности агентств. «Действия по пересмотру суверенного рейтинга России в сторону понижения в этой ситуации означали бы либо какую-то странную некомпетентность, или, наверное, политическую ангажированность, что, вероятно, было бы ближе к действительности», — сказал Улюкаев (цитата по газете «Ведомости»).

Однако решения РА существенно влияют на положение компании или страны. Например, в период кризиса 2008 года рейтинги в значительной степени сыграли роль в ухудшении ситуации. Инвесторы теряли доверие к странам-заемщикам из-за растущего госдолга. Агентства снижали суверенный рейтинг страны, после чего доходность гособлигаций росла, займы дорожали и становились менее доступными. Ситуация ухудшалась, и агентства вновь понижали рейтинг.

Причем в тот же период РА показали свои недостатки. Тогда инвестрейтинги получали компании с серьезными финансовыми трудностями. После этого ведущие инвесторы усомнились в профессиональной компетентности оценщиков. Причинами той ситуации можно назвать достаточно медленную скорость реакции на события, допущения, которые используются в методологии, конкуренцию между собой. А, кроме того – конфликт интересов. Присвоение рейтинга услуга не бесплатная: когда за нее платит сам заказчик, то он заинтересован в положительной оценке.

Кому и зачем нужны рейтинги

Всего в мире существует порядка сотни рейтинговых агентств. Все это коммерческие организации, которые оценивают кредитоспособность эмитентов (организация, выпустившая — эмитировавшая — ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности) и инвестиционное качество выпущенных ценных бумаг. Агентства пользуются определенными методиками анализа этих параметров, однако полностью систему работы РА не разглашают. В основе любого рейтинга лежит вероятность неуплаты долга. Некоторые факторы, имеющие большое значение, агентства не учитывают – например, проблемы с текущей ликвидностью или изменение экономической конъюнктуры. Кроме того, РА не дают гарантий результатам своих исследований.

Тем не менее, наличие рейтинга позволяет эмитентам предлагать свои ценные бумаги более широкому кругу инвесторов, уменьшает процентные ставки, влияет на репутацию эмитента. Также рейтинги нужны и инвесторам в качестве источника независимого мнения о рисках для вложения, они позволяют сравнить ценные бумаги в соотношении риска и доходности. РА следят за платежеспособностью эмитентов весь период сотрудничества, а не только в момент присвоения рейтинга.

Рейтинги и прогнозы

Обозначения рейтингов у агентств могут несколько разниться, но обычно самый высокий показатель – ААА, а дальше по убывающей – АА, А, ВВВ, ВВ и так далее. Самым низким является рейтинг D, означающий дефолт, неплатежеспособность компании. Любой рейтинг ниже BBB- в биржевой среде принято называть «мусорным». Компании, получающие такой, рейтинг вынуждены платить по кредитам более высокие проценты. Инвестфонды также имеют собственные правила, которые ограничивают объем вложений в «мусорные» бумаги.

Рейтинги России2

Россия в шаге-двух от «мусорных» рейтингов

Помимо собственно рейтинга, РА формулируют прогнозы сроком от месяца до полугода. Всего их может быть три: «позитивный», когда есть шанс улучшения ситуации и возможен рост рейтинга; «стабильный», когда ожидают, что рейтинг останется на имеющемся уровне; «негативный», предполагающий возможность понижения рейтинга.

Например, по оценке S&P Россия находится всего в одном шаге от «мусорного» рейтинга. Он установлен на уровне BBB-, а прогноз – «негативный». Международное рейтинговое агентство Moody’s в октябре понизило рейтинг России до Baa2, сохранив «негативный» прогноз. По версии Fitch долгосрочный рейтинг страны установлен на уровне BBB. Прогноз также «негативный».

«Большая тройка»

Рейтинговые агентства делятся на международные и национальные. Международные РА зарегистрированы в США, поскольку именно американские инвестфонды считаются самыми крупными игроками на рынке капиталов. Кроме того, сами РА появились именно в США и довольно долго оставались местной «фишкой». Всплеск популярности рейтингов произошел, когда начался процесс активной глобализации финансового рынка и активно начали развиваться коммуникационные и информационные технологии. Наиболее влиятельными агентствами являются представители так называемой «большой тройки» — Moody’s, Standard & Poors и Fitch Ratings. Первые два контролируют примерно по 40% мирового рынка каждое, на долю последнего приходится 14% рынка. Принципиальной разницы в подходах к работе у агентств нет: все они не только устанавливают рейтинги, но и анализируют риски, публикуют исследования.

Все три агентства аккредитованы в России. Однако они, возможно, откажутся от составления рейтингов по национальной шкале из-за документа, предложенного в Минфине. Во всяком случае, такое опасение высказывал газете «КоммерсантЪ» глава филиала Moody’s в России Александр Сажин. По его мнению, вопросы вызывает предложение запретить отзыв рейтингов по национальной шкале на основании решений властей других стран. Но рейтинги по национальной шкале широко не применяют, в результате такое решение оценивают скорее как политическое. Из-за санкций риск тех самых отзывов на основе решений других стран возрастает. Поэтому «большой тройке» проще вовсе от них отказаться. При этом эксперты убеждены, что полностью международные агентства Россию не покинут – слишком уж этот рынок выгодный и крупный для РА.

Елизавета Большакова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров