Изменения в экономике России и падение рубля в 2014 году коснулись всех отраслей услуг и производства. «Под удар» попала и авиаиндустрия. С какими проблемами столкнулись перевозчики и чего ждать пассажирам завтра — в материале «Агентства Бизнес Новостей».
За несколько месяцев рубль по отношению к мировой валюте обесценился больше, чем на 25%. Центробанк помогает не сильно — так, только в среду официальные курсы доллара и евро взлетели на несколько рублей. Вслед за валютой дорожает техника, мебель, автомобили. Жизнь сама по себе становится все дороже, выезд за границу — тем более. Многие россияне опасались брать билеты на самолеты заранее, надеясь на то, что курс откатится и все станет как прежде. Но, кажется, ждать «отката» придется долго.
Затяните потуже ремни безопасности
Тот факт, что среднему россиянину становится сложнее улететь за границу, замечают, в первую очередь, авиакомпании. Региональный директор компании Lufthansa по России и СНГ Аксель Хилгерс не стесняется употреблять слово «кризис» по отношению к ситуации в российской экономике и считает, что при текущем положении дел перевозчику со временем придется затянуть пояса.
«В целом, Lufhansa никак не «прогнулась» под кризис, в этом году мы сохранили общее число направлений и мест на них, как было и прошлом году», — сообщил Хилгерс в беседе с АБН. Тем не менее, перевозчик уже размышляет, стоит ли оставлять активность в России на прежнем уровне. «До марта мы не планируем менять расписание, оно на уровне прошлого года. К летнему сезону мы примем решение о возможных изменениях в летнем расписании», — добавил региональный директор авиакомпании.
Российским авиакомпаниям приходится думать о выживании уже сейчас. Так, один из крупнейших отечественных перевозчиков UTair с середины года начал оптимизировать свою работу, запустив в работу программу «Импульс», говорят представители компании. Авиакомпания пошла на ликвидацию и реструктуризацию «значительного числа» дочерних и зависимых компаний, чтобы сократить расходы на 5 млрд рублей в год. Зимнее расписание полетов сократилось на 20%, сообщили АБН в UTair. Согласно официальному описанию «Импульса», компания теперь ориентируется на сегмент бюджетных перевозок.
В сложившейся ситуации изначально виноват не только курс национальной валюты, отмечают в индустрии. «Началось все не с рубля, первые негативные тенденции были связаны с общеполитическими изменениями. Но поначалу это не касалось рядового покупателя», — говорит Хилгерс. В UTair с ним согласны — падение курса национальной валюты не влияет на стоимость перевозок моментально. Но девальвация рубля в итоге стала самым сильным ударом по индустрии, в этом согласны все авиакомпании.
«Это не было первичным фактором, но стало основным», — говорит региональный директор Lufthansa. Еда, отели и прочие услуги с каждым днем становятся все дороже, и все меньше людей могут себе позволить посетить Европу и другие страны, отмечает он. «Падение рубля вызвало общее снижение покупательского спроса, это относится и к авиабилетам. Международные поездки выросли в цене для россиян, и многие отказываются от зарубежного отдыха», — присоединяется к коллеге глава представительства Finnair в России Мария Ануфриева. «Рубль и его девальвация донесли политические изменения до всех. Теперь люди потеряли покупательную способность, которая у них была раньше, и это, с нашей точки зрения, имело наибольший негативный эффект», — добавляет Хилгерс.
Рубль в зоне турбулентности
Эксперты отмечают, что проблемы авиакомпаний не только в связи с относительным подорожанием зарубежных товаров и услуг для россиян. По мнению руководителя портала «BIzavNews» Дмитрия Петроченко, здесь свою роль сыграли и туроператоры, значительная часть которых обанкротилась в последние месяцы. Впрочем, курс рубля тоже сыграл свою роль — если он останется на прежнем уровне, то авиакомпании столкнутся со сложностями, считает эксперт.
Его поддерживает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и президент Фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. «У нас происходит серьезный спад в экономике. Если экономика не растет, не растут и зарплаты, не растут и финансовые возможности нашего населения», — отмечает он. А снижение курса рубля бьет по авиаперевозчикам не только в плане снижения пассажиропотока, добавляет эксперт.
«Наши авиакомпании, как известно, в результате государственной политики последних десятилетий, полностью перешли в новую эру — эру почти повальной эксплуатации западной авиационной техники. Воздушные суда, «Боинги», «Эйрбасы» и другие, берутся в лизинг и покупаются за валюту. И лизинговые платежи, а большинство [самолетов] в лизинге находится, они платятся валютой, притом ежемесячно. И если через месяц не будет выплачен этот платеж, самолет арестовывается и изымается. А зарабатывают наши авиакомпании в рублях. Не надо быть экономистом, чтобы посчитать, какой урон нам с вами и всем пассажирам несет девальвация рубля», — говорит Смирнов. Чтобы иметь возможность дальше эксплуатировать свои суда, перевозчикам придется еще и поднимать цены на все направления — как внутренние, так и зарубежные, резюмирует он.
Снижение цен на нефть и, соответственно, топливо, могло бы сбалансировать повышение цен на перевозки, но не в России, добавляет Смирнов. «Этого у нас не происходит традиционно […] У нас экономика построена так, что если цены взлетели, то они остаются на этом уровне, и это благо. А как правило, продолжают повышаться. Но никогда не снижаются», — отмечает он.
Рейс отменен по причине банкротства
Росавиация уже отмечает замедление в отрасли — если в 2013 году пассажиропоток в октябре увеличился на 12,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то теперь прирост составил только 5,1%. При таких темпах, в ближайшее время нас ждет либо снижение количества направлений и рейсов, либо закрытие авиакомпаний, рассуждают эксперты. «Возможно, будут сделаны ключевые коррективы в бизнес планы компаний, например, разворот в сторону внутренних перевозок, или что-то иное. Одно можно смело утверждать — год будет очень тяжелым, и возможно, что не все игроки рынка смогут его пережить», — уверен Петренко.
Сложившиеся обстоятельства могут привести к банкротству некоторых авиакомпаний, так же, как и любой другой рыночной структуры, добавляет Смирнов. При этом, российские перевозчики заведомо находятся в проигрышном положении, отмечает он. «Я, например, как авиатор, завидую западным компаниям, потому что они берут кредиты за 2-3%. А мы кредиты берем за 14-15 и так далее процентов», — говорит Смирнов. Отечественных перевозчиков ждут большие сокращения, напоминает он, приводя в пример «Импульс» UTair. «Это может постичь очень многие авиакомпании, если у нас не начнется рост экономики», — сожалеет эксперт.
При этом, последние события в экономике нисколько не благоволят туристам. Так, в ночь на среду Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), к которой привязаны билеты на все международные рейсы, как обычно, раз в неделю, синхронизировала курс евро с актуальными показателями. За неделю евровалюта выросла с 56 до 63,5 рублей, а значит, стоимость перелетов также взлетела на 12,5%. При этом, курс рубля продолжает снижаться, и не исключено, что на следующей неделе нас ждет еще один скачок цен. А это значит, что через некоторое время вылететь смогут только сильнейшие и только на тех, кто сможет себе это позволить.
Андрей Фролов / АБН