Несмотря на свои собственные заявления двухнедельной давности, ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» все-таки намерено отстаивать право на строительство концертно-делового комплекса в устье реки Смоленки. Юристы не берутся делать прогнозы победы, но говорят, что нашли слабое место в позиции Смольного.
ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» решило все-таки не разрывать со Смольным договор аренды земельного участка под стройку концертного зала имени Примадонны, о чем компания заявляла раньше. Шаг в духе народной любимицы – передумать об уходе. Как уточнило руководство фирмы, есть лазейка, которой они намерены воспользоваться для воплощения проекта в жизнь. «Агентство Бизнес Новостей» разобралось, какие есть шансы исполнение мечты Пугачевой о собственном театре в Петербурге.
Мировой обход решения судов не удался
Документация, выданная Смольным инвестору для разрешения строительства театра, была дважды оспорена в суде. Депутат ЗакСа Алексей Ковалев судился с комитетом по градостроительству и архитекторе (КГА), где доказал, что выданная комитетом документация не соответствует правилам землепользования и застройки, а также (что странно) не учитывает предусмотренную Генпланом дорогу на выделенном участке.
Изначально у инвестора со Смольным была договоренность о том, что проект будет скорректирован, что позволит реализовать проект, несмотря на решения суда. Так, после Градостроительного совета здание стало ниже, а в ходе суда по поводу дороги, она была включена на территорию.
По словам Сергея Орешкина, архитектора и главы студии «А.ЛЕН» (занималась адаптацией проекта бюро Populous LLC и ГАП «Дэймон Лавель»), театр был спроектирован таким образом, что дорога проходит свозь него. Тоннель должен будет расположиться выше уровня подземного паркинга.
Тем не менее, скорректированный проект, как оказалось, не стал панацеей. Как сообщили во вторник в комитете по строительству, «обращений от инвестора о переформировании участка не поступало. Не обращался инвестор и в комитет по градостроительству и архитектуре по вопросу получения градостроительного плана земельного участка». В итоге инвестор был вызван на совещание в комитет, где его уведомили о готовящемся прекращении проекта.
«Комитет по строительству готовит постановление об отмене постановления (о праве на застройку участка, выделенного под театр – АБН). Точная дата рассмотрение на правительстве не определена. В соответствии с судебными решениями и Генеральным планом реализация проекта в рамках ранее принятого постановления не представляется возможной», — заявил АБН во вторник представитель вице-губернатора Марата Оганесяна.
После драки машут кулаками
В итоге инвестор посоветовался с юристами и пришел к выводу, что в решении Куйбышевского суда, который лег в основу отмены постановления, есть несколько неточностей. Например, мето прохождения дороги в Генплане нигде четко не обозначено, а проект планировки территории, уточняющий такие детали, не принят с 2008 года.
«Решение суда принято с нарушениями норм материального права, поскольку основано на неправильном толковании норм градостроительного кодекса, закона о Генеральном плане и законе о правилах землепользования и застройке», — пояснил АБН руководитель юридического департамента холдинга PMI Артем Дикарев. Он также сообщил, что эти сведения были направлены на рассмотрение судейской коллегии.
Один из участников судебных разбирательств в беседе с АБН выразил удивление, что инвестор только сейчас заинтересовался вышеуказанными судами, хотя они непосредственно касались его сферы интересов. В свое время предприниматели появлялся в судах. На это инвестор заявил, что действовал по регламенту, который устанавливает Смольный, судились не против театра.
Место, за которое надо держаться
Участник тяжб также выразил мнение, что бизнесмены не откажутся так просто от выделенного земельного надела. Такое впечатление, что дорогу намеренно «забыли» в КГА, а сам участок изначально был предоставлен инвестору на слишком уж привилегированных условиях, считает источник. Как рассказывает глава PMI, дело действительно в участке – он слишком удачно расположен, в каком-то другом месте строительство театра не представляется возможным.
«Место уникальное для концертного зала. Доступность есть и от воды – порт рядом, и от ЗСД, откуда с аэропорта за 15 минут доедешь (это для иногородних фанатов)», — отметил Финкельштейн.
Кроме того, он много говорил о пользе проекта для города как с точки зрения культурной, так и инвестиционной. Реализация проекта обеспечит город стабильным поступлением налогов, обеспечит контакты для местных производителей строительных материалов, при этом театр не потребует дотаций от властей, что редкость на сегодня. Финкельштейн добавил, что в скором времени будет заселяться намывная территория, которую потребуется обеспечить рабочими местами. Театр мог бы обеспечить работой порядка 2 тыс. человек.
Вместе с тем это будет имиджевый проект, напомнил Финкельштейн. Артисты, организовывая свой концертный тур, чаще бы заезжали в Петербург, следуя, например, из Европы через Прибалтику в Скандинавию.
50 на 50
С таким набором плюсов, «город должен бегать за нами, а не мы за ним», сказал бизнесмен. Однако в период правления Георгия Полтавченко интерес к проекту был слабый. Например, губернатор не стал идти на встречу предпринимателям, когда те просили не выносить проект на Градостроительный совет, рассказал Финкельштейн. Рекомендуемое снижение высоты инвестор делал с мыслями об экономической эффективности проекта — сокращение площадей ставило под удар реализацию дорогостоящего проекта.
Напомним, на сегодня уже вложено в проект порядка 100 млн рублей. Всего инвестиции оцениваются в $400 млн со сроком строительства в 4 года и окупаемостью в 10 лет. Инвестор заявляет, что готов выйти на стройплощадку хоть сегодня.
Но если проект «завернут», то шансы на возвращение вложенных средств у предпринимателей не так много. В Петербурге, по крайней мере, таких прецедентов нет (средства пытались вернуть за не построенные Охта-центр, апарт-отель «Группы ЛСР» на Фонтанке). В компании PMI это понимают, но все же надеются на лучший исход событий, что не даром предприниматели время с Полтавченко тратили.
Анастасия Пальчик / АБН