Онлайн- и дистанционное обучение все активнее развивается в России. Так, недавно волонтеры проекта «Переведем Coursera» перевели на русский более миллиона слов субтитров. О том, какие перспективы есть у дистанционного обучения, как оно уже работает в России и может ли заменить собой обычное, «Агентство Бизнес Новостей» пообщалось в рамках роуд-шоу производителя камер AXIS с заместителем директора РЦОКОиИТ Юрием Малышевым.
Юрий Петрович, какие могут быть варианты применения камер для дистанционного обучения?
Вариантов много. Конечно же, самый простой вариант — это вебинар. Когда есть лектор, который проводит занятия и слушатели, соответственно, сидят дома за своими рабочими местами, они слушают лектора и видят его и могут изредка задавать ему вопросы. У нас при дистанционном обучении, скажем, детей-инвалидов ситуация немного другая. У нас есть учителя, которые учат этих детей по различным предметам, и учитель может работать с ребенком непосредственно один, общаясь дистанционно. А может работать, что иногда более удобно и правильно по новым федеральным образовательным стандартам, в малых группах — когда примерно четыре обучающихся и преподаватель работают в группе, в системе одной видеоконференции.
То есть, преподаватель видит учеников в процессе? И у учеников есть свои комплекты камер?
Да. Эта система, о которой мы сейчас говорим, называется «третий уровень» и она реализована на обычных веб-камерах, которые стоят у, соответственно, учеников. А у преподавателя в школах, [куда] мы поставляем сто рабочих мест, у него AXIS-камера, которая показывает его.
Как отличается уровень восприятия учеником учителя и наоборот при дистанционном обучении от обычного?
Отличается очень сильно. Но дело в том, что в Петербурге, да и в Москве тоже нет модели исключительно дистанционного образования. У нас есть дистанционная поддержка обычного образования. Практически, очень мало детей совсем не приезжает в школу. Они могут один раз в неделю приезжать в школу, могут даже реже, но все равно у них есть контакт со школой. Кроме того, есть понятие «надомного» обучения, когда преподаватель приходит лично домой. Поэтому модель дистанционного обучения в Петербурге содержит просто поддержку дистанционными технологиями, это один из элементов — но ни в коем случае не самый главный. Другое дело, что есть дети с ограниченными возможностями, которым вообще трудно учиться. Для них есть специальное оборудование, джойстики, которые, в отличие от мышки имеют большой шар, который можно двигать, не только рукой, а головой и чем угодно. Есть специальное оборудование для слабовидящих детей и даже для слепых —у нас брайлевские принтеры и так далее. Вот этим детям, конечно, дистанционное обучение более полезно. Большая часть этого присутствует, но все равно, личное общение с преподавателем, поскольку мы живем все-таки в городе, имеет место, и оно совершенно не исключает дистанционного обучения.
Дистанционное обучение у нас очень удобно применять в повышении квалификации учителей — скажем, при обучении тех же организаторов для проведения Единого Государственного Экзамена, в освоении каких-нибудь новых элементов. Вот когда мы обучали учителей работе с электронным журналом, тоже был разработан специальный дистанционный курс, который могли все учителя пройти. Подобные вещи тоже используются, но они, опять же, не полностью заменяют очные формы.
Почему нельзя полностью перевести общение в онлайн и сделать полностью дистанционное обучение?
А зачем?
Возможно, это будет использоваться в случаях, когда люди из других городов будут общаться друг с другом.
Может быть, может быть. Мы, на самом деле, сейчас в процессе развития. Наш центр, тот проект, о котором мы говорили, он начал реализовываться только во второй половине прошлого года. Фактически, мы сейчас выходим только из режима опытной эксплуатации и освоения в более-менее штатный режим только с первого сентября. Поэтому я не исключаю, что мы будем использовать систему дистанционного образования для обучения или для повышения квалификации, у нас есть и такие запросы от учителей из других регионов России и из-за рубежа — такие возможности тоже есть.
То есть, например, я в будущем смогу общаться напрямую с лектором из Москвы и совершенно не приезжать к нему на курсы?
Тут есть тонкость. Общаться с лектором, наверняка, можно, получить образование — это вопрос. Потому что получение образования не всегда сводится непосредственно к общению с лектором. Нужно выполнять какие-то лабораторные работы, нужно делать какие-то проекты, возможно, совместно с другими обучающимися. То есть, часть из этого тоже можно делать дистанционно, у нас есть опыт реализации проектной деятельности дистанционной, но, все-таки, пока, особенно в условиях города, на наш взгляд, личное общение еще стоит неколебимо, и дистанционное обучение ему не угрожает. Скорее всего, будет дистанционная поддержка для, прежде всего, специальных категорий обучающихся. Мы ставим задачу разработать модель, когда, например, ребенок заболевает, и он уже достаточно поправился, чтобы учиться дома, но еще недостаточно, чтобы учиться вне дома. Для него иметь дистанционную поддержку, чтобы не отстать — это один вариант. Второй вариант — для спортсменов-школьников, которые ездят на соревнования, чтобы им, опять же, не иметь длительных перерывов в обучении. Для профильного обучения — когда ребенок очень хочет заниматься на повышенном уровне, а в своей школе ему это сделать трудно по причине того, что образовательная программа школы не может все профили обеспечить одному человеку. Чтобы не переходить в другую школу он может получить дистанционную поддержку профильного обучения. Вот для таких целевых групп, да и для других, мы планируем, что дистанционное обучение будет развиваться.
В последнее время распространяются сервисы онлайн-обучения типа Coursera. Как вы лично к ним относитесь и могут ли они помочь в обучении?
Хорошо отношусь. Там же представлены курсы очень известных и выдающихся людей. И, конечно, если нет возможности всех их послушать вживую, то очень интересно посмотреть и пройти курс, который читали где-нибудь далеко, но очень известные люди. Особенно, скажем, лекции по гуманитарным дисциплинам — я думаю, это крайне интересно.
Но традиционное образование это пока что не заменит?
Нет. Оно может заменить традиционное образование в особых случаях и для особых категорий обучающихся. А массово — конечно нет.
Андрей Фролов/АБН