Так исторически сложилось, что перед любыми выборами у кандидатов есть только три пути саморекламы — ТВ, билборды и прямая агитация. С развитием интернета добавляется четвертый путь, агитация онлайн. «Агентство Бизнес Новостей» узнало, кто из петербургских кандидатов и как будет продвигать свои идеи перед губернаторскими выборами 14 сентября.
Требование быть в ногу со временем принуждает власть и всех, кто желает быть к ней причастным, не ограждаться армией помощников и пресс-секретарей, а общаться с людьми напрямую. Аккаунты в социальных сетях давно перестали быть уделом специально обученных людей, которые занимаются тем, что транслируют для интернет-аудитории видение жизни премьера/губернатора/мэра города. Так, например, мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман завоевал свой пост не в последнюю очередь благодаря своему блогу в Живом Журнале и тому, что пишет туда исключительно сам. Нынешний врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко однажды тоже взял курс на общение с народом, но сейчас твиттер-аккаунт @G_Poltavchenko пуст вот уже больше года.
Перед губернаторскими выборами логично предположить, что кандидаты тоже будут максимально открытыми для людей, а штабы кандидатов будут максимально заинтересованы в той аудитории, которая предпочитает твиттер Первому каналу. АБН опросило самих кандидатов и руководителей их штабов и узнало, насколько каждый претендент на пост губернатора готов ко встрече с рунетом.
Дом Полтавченко — «мы не пиарим»
Нынешний врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко с мая 2013 года перестал появляться в своем твиттер-аккаунте и общаться с онлайн-аудиторией. Как он позже объяснял корреспондентам, твиттер он теперь использует только для того, чтобы время от времени следить за жизнью города. Теперь за новостями градоначальника можно следить через профиль @GSPoltavchenko, который представляет собой набор ссылок на портал «Город+», и с помощью инстаграма представителя Полтавченко Андрея Кибитова, в котором немного комментариев и еще меньше — ответов на них. Глава предвыборного штаба врио губернатора Виктор Лобко подтверждает, что изменений не предвидится и никаких онлайн-проектов по продвижению Полтавченко в соцсетях ждать не стоит.
По его словам, штаб никаким образом не будет использовать онлайн-площадки для агитации. Однако четвертого и пятого августа в сети появилось больше десятка твиттер- и инстаграм-аккаунтов с картинками, восхваляющими Георгия Полтавченко, и хэштегами по типу #Полтавченко, #губернатор, #Governor и подобными. Примеры такого креатива можно найти по ссылкам здесь, здесь и здесь. Лобко отрицает причастность штаба к этим публикациям. «Если кто-то желает высказываться в пользу нашего кандидата, то пусть высказывается, какие проблемы?» — считает он.
«Будем пользоваться тем, что есть»
Депутаты петербургского ЗакСобрания Ирина Иванова (КПРФ) и Константин Сухенко (ЛДПР) также не планируют какой-то особенной деятельности в социальных сетях в связи с предстоящими выборами. «В основном, этим занимаются люди, которые специально обучены, по этому продвижению. <…> Если вы имеете в виду интернет-ресурсы, которые мы будем регистрировать, то нет, таких не предполагается», — сообщила Иванова. В избирательном штабе Константина Сухенко также сообщили, что планов по созданию собственного агитационного сайта, твиттера и канала на ютубе тоже нет. «Мы будем пользоваться тем, что есть», — пояснил АБН представитель штаба, порекомендовав искать ответы на страницах «ВКонтакте» и на Facebook.
Кандидат от партии «Родина» Андрей Петров, наоборот, выразил желание максимально полно общаться с избирателями в сети. «Создан специальный сайт, посвященный именно выборам губернатора. В ближайшее время будет открыта и запущена в работу группа «ВКонтакте», эта группа будет называться «Петров 2014», и еще будет запущен ряд проектов, связанных с независимым голосованием», — сообщил он. Также у Петрова есть свой профиль «ВКонтакте» с открытыми личными сообщениями, в котором он также готов общаться с избирателями — так, например, на вопрос корреспондента АБН он отреагировал в течение пяти минут.
Оперативного комментария от кандидата от экологической партии «Зеленые» Тахира Бикбаева получить не удалось.
Обратная сторона бюллетеня
Собственные проекты в сети планируют организовать сторонники «вежливого протеста», который предлагает эсер Оксана Дмитриева. Напомним, она предложила не голосовать за какого-то одного кандидата, а голосовать сразу за всех — таким образом количество недействительных бюллетеней покажет объем протестного электората. «[Проекты] безусловно будут, там разрабатывают и наши союзники, насколько я понимаю, разные варианты. И «Гражданская Платформа», и «Яблоко» — разные варианты оповещения и информации», — сообщила Дмитриева.
Одним из таких проектов стала идея «Яблока» — партия запустила конкурс на самое креативное украшение бюллетеня при выражении своего протеста. «Это наш, наверное, самый «центровой» проект. <…> Поэтому мы будем продвигать в соцсетях именно такой проект, сейчас мы собираем работы, потом устроим голосование, а потом попросим наших членов партии и всех жителей города присылать фотографии уже бюллетеней, которые они будут выкидывать в саму урну», — пояснил один из организаторов проекта активист «Яблока» Арсений Афиногенов. Тем не менее, по словам главы петербургского отделения партии Андрея Палевича, конкурс может быть не единственной идеей партии. «Пока только так, а там видно будет», — прокомментировал он дальнейшие планы.
Частично за подобный способ протеста будет выступать и «Фонд борьбы с коррупцией». Как пояснил глава петербургского отделения организации Дмитрий Сухарев, несмотря на то, что в приоритете организации стоит распространение информации о муниципальных выборах, сторонники ФБК тоже будут писать о «вежливом протесте». «Есть личная позиция нас всех, моя личная позиция, позиция сотрудников ФБК, которые считают, что да, действительно все кандидаты как на одно лицо, поэтому, конечно, ни за кого не голосовать, но можно проголосовать за всех, они одинаково плохи», — отметил он.
Таким образом, в настоящий момент идее «вежливого протеста» удалось захватить на свою сторону большинство активных интернет-пользователей, считает Дмитриева. «Судя по опросам различных агентств и радио, те, кто используют интернет, и те, кто являются радиослушателями, у них желание именно такой формы волеизъявления существенно выше 50%», — отметила эсер. «Задача политиков — разъяснить, каким образом осуществить грамотно такое волеизъявление, если свыше 50% граждан или, во всяком случае, пользователей интернета, хотят сделать именно так», — добавила она.
Андрей Фролов / АБН