Во вторник истек срок погашения задолженности Греции перед МВФ. Страна допустила технический дефолт. Однако правительство Алексиса Ципрса настроено решительно и призывает греков проголосовать на референдуме 5 июля против предложений кредиторов страны.
Вечером в среду глава греческого кабинета министров Алексис Ципрас обратился к нации с просьбой проголосовать в воскресенье против предложений кредиторов. Он заявил, что Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ шантажируют Грецию и требуют от нее «затянуть пояс», чтобы расплатиться по долгам. По мнению премьера, такие предложения не только неприемлемы, но и уже привели Грецию к нынешнему кризису. «Они хотят оставить греческих пенсионеров с «нищенской пенсией», а самих греков заставляют работать, не поднимая головы», — заявил Ципрас.
Он также считает, что все спеуляции на тему выхода Греции из еврозоны – блеф. Греция должна остаться и останется в еврозоне, но на новых условиях, заявил Ципрас. Необходимо привнести в договор о Европейском союзе больше социальной справедливости, и начинать этот путь следует с ответа «нет» на референдуме в воскресенье, подчеркнул премьер.
Ранее в тот же день стало известно, что Ципрас отправил письмо на имена глав Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ с новым предложением по урегулированию спора с кредиторами. В нем он согласился принять большинство требований кредиторов, однако выдвинул и ряд собственных. В частности, Ципрас просит оставить размер НДС на прежнем уровне в 30%, так как повышение НДС приведет к серьезному ухудшению положения простых греков. Он также согласился отменить так называемый «гран солидарности» (пенсионные выплаты пожилым неимущим гражданам) для 20% пенсионеров. Однако глава кабмина требует делать это постепенно, а не немедленно, как того хотят кредиторы.
Еврокомиссия, как ожидается, проведет позднее в среду онлайн-конференцию, на которой рассмотрит предложения греческого премьера. При этом в Евросоюзе скептически отнеслись к предложениям Ципраса. В частности, глава Минфина Германии Вольфган Шойбле заявил, что предложения Ципраса ничего не меняют, так как срок переговоров истек. Принятие же условий Греции кредиторами он оценил как маловероятную.
Напомним, греческая экономика впала в серьезную рецессию еще в 2009 году. Из-за неблагоприятных внешних условий, а также дисбаланса бюджета уже к 2010 году Греция нарастила свой госдолг до 146% против 109% в 2008 году.
На заседании представителей МВФ, Еврокомиссии и ЕЦБ (т.н. «Тройка») 2 мая 2010 года было принято решение о выделении Греции помощи в размере 110 млрд евро. Это должно было помочь стране выплатить долги частным кредиторам и провести структурные реформы. Это, в частности, подразумевало снижение социальных и непрофитных расходов. Деньги выделялись до 2013 года. Однако уже через год оказалось, что спад в греческой экономике куда серьезней, чем предполагалось ранее.
В 2011 году «Тройка» приняла решение выделить Греции еще 130 млрд евро. Кроме того, 48 млрд было выдано греческим банкам для пополнения ликвидности. Таким образом, долг Греции «Тройке» превысил 240 млрд евро и составил рекордные на тот момент 155% ВВП страны.
Тем временем выделение Греции денег из международных фондов не привело страну к выходу из рецессии. Структурные реформы и урезание расходов шли не так быстро, как предполагалось ранее. И когда партия Алексиса Ципраса «Сириза» пришла к власти в начале 2015 года, госдолг Греции уже превышал средний размер госдолга по еврозоне почти в два раза.
На этом фоне появились слухи и спекуляции на тему возможного выхода Греции из еврозоны. Еще в 2012 году аналитики оценивали риски выхода Греции из зоны единой валюты как весьма высокие. После прихода правительства Ципраса, известного своим евроскептицизмом, и назначения на пост главы Минфина Яниса Варуфакиса, страхи сторонников евроинтеграции усилились.
Одним из предвыборных обещаний Ципраса был пересмотр условий предоставления Греции финансовой помощи. Премьер заявил, что условия, которые навязывают стране кредиторы, несправедливы и не ведут к благосостоянию нации. С тех пор греческое правительство вело переговоры с «Тройкой» о пересмотре условий кредитования. И если они откажутся пересматривать условия, Греция может покинуть еврозону.
Ее выход из еврозоны стал реален как никогда после того, как переговоры Ципраса и кредиторов затягивались. В начале июня министр внутренних дел Греции заявил, что у страны нет средств, чтобы выплатить 1,6 млрд евро МВФ к 30 июня. В то же время программу расширения помощи Греции со стороны ЕС должны были согласовать до 27 июня. Однако на финальное заседание еврогруппы представитель от Греции не прибыл. Вместо этого Греческий премьер обратился к нации и объявил о референдуме. Референдум был назначен на 5 июля. На него выносится лишь один вопрос – «должна ли Греция согласиться на условия кредиторов?».
После того, как Ципрас объявил о референдуме, в стране началась финансовая паника. Греки спешно начали снимать деньги со счетов. Позднее в воскресенье греческий Минфин заявил, что банки в понедельник будут закрыты, а затем и вовсе продлил «выходные» до конца недели. При этом банки установили лимит для снятия наличных из банкоматов – по 60 евро в день в одни руки.
Мировые рынки немедленно отреагировали на новости из Греции. Евро на открытии торгов в Азии в понедельник упал по отношению к доллару на 1,5%. Греческий биржевой индекс Grek упал на 11%, а затем еще на 9% во вторник. Азиатские, европейские и американские биржи закончили торги в понедельник в красной зоне.
«Судьба европейской валюты и греческой экономики зависит от решения греческого народа», — считает аналитик ФК «Альпари» Дарья Желаннова. По ее словам, сейчас европейские рынки слабо реагируют на новости из Греции. Однако референдум может привести к выходу страны из зоны евро и введению драхмы. Это, по мнению аналитика, негативно скажется на динамике единой европейской валюты. При этом, если Греция примет условия кредиторов, евро вернется к прежним значениям, считает Желаннова.
В любом случае, новое развитие эта история получит в воскресенье, когда голоса на референдуме будут подсчитаны и станет известно решение греческого народа. А пока никто не берется прогнозировать ситуацию.
Степан Кропачев / АБН