Правительство Украины ввело санкции против 25 российских авиакомпаний. С 25 октября им будет запрещено совершать перелеты на Украину. В ответ на это Россия приняла зеркальные меры и тоже запретила пяти украинским компаниям летать в РФ. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов, как будет развиваться ситуация и кто сможет занять высвободившуюся нишу на рынке авиаперевозок.
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о применении персональных санкций к ряду физических и юридических лиц сроком на один год. Под санкции попали крупнейших российские авиакомпании, в числе которых «Аэрофлот», «Трансаэро», «Газпром-авиа». Причиной запрета, по словам Порошенко, стало невыполнение Россией Минских соглашений.В ответ на введенные санкции Россия намерена запретить всем украинским авиакомпаниям совершать перевозки на территории РФ. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк назвал эти меры безосновательными. В среду же глава МВД Украины предложил распространить запрет и на авиакомпанию UTair.
При закрытии авиасообщений между Россией и Украиной возможно повышение спроса на авиабилеты компаний третьих стран. Однако, например, немецкая авиакомпания Lufthansa заявила, что не собирается открывать прямые рейсы между Москвой и Киевом. Сейчас попасть из Украины в Россию можно только с пересадками во Франкфурте или Мюнхене.
«Если спрос на маршрутах Москва-Франкфурт/Мюнхен или Киев-Франкфурт/Мюнхен вырастет, то авиакомпания сможет поставить более вместительные лайнеры. Но на самом деле, конечно, это абсурд, так как через Франкфурт никто в Украину летать не будет, есть более близкие города, в которых можно сделать пересадку», — сообщили в Lufthansa.
Многие эксперты уверены, что вряд ли появятся компании, которые бы пришли на место отечественных. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что никто не возьмет на себя эту роль.
«Иностранные перевозчики не будут организовывать такие рейсы. Во-первых, по причине того, что из-за известных политических событий пассажиропоток между Россией и Украиной существенно сократился. Во-вторых, по причине непростой ситуации в экономике, снижении доходов населения и неготовности платить много за авиабилет. В-третьих, авиакомпании наверняка прислушаются к рекомендациям властей своих государств и постараются не принимать чью-либо сторону в данном конфликте, сохранить нейтралитет», — пояснил аналитик.
Также он считает, что затраты на организацию таких перевозок могут сделать их экономически невыгодными. И если ничего не изменится, то через некоторое время авиасообщение между нашими странами полностью прекратится, отметил Баранов.
«Тот пассажиропоток между странами, что ещё остался, скорее всего, будет перераспределён между железной дорогой, и автобусными перевозками и их мощностей хватит», — заявил эксперт.
Однако председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев подчеркнул, что при этом цены на пассажироперевозки могут увеличиться.
«Ресурсов всем хватит, пассажиры как добирались, так и будут добираться, только цена будет повышена. И украинские, и российские компании потеряют определенные доходы. А пассажирам придется пользоваться обходными маршрутами, они пойдут через Минск, через другие страны», — пояснил Дунаев.
О том, что Украина, введя санкции против российских авиакомпаний, ударила, прежде всего, по своим перевозчикам, «Агентству Бизнес Новостей» рассказал доцент Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик.
«В первую очередь, Украина, введя запрет против российских авиакомпаний, нанесла удар по своим перевозчикам, лишив их заработка. Они же прекрасно понимали, что будут симметричные санкции. Они бьют по своей экономике», — сказал экономист.
Он подчеркнул, что в большинстве случаев перелетами между странами занимались украинские компании, которых было около 60%-70% на рынке авиаперевозок. Голубчик сказал, что в теории появление перевозчиков третьих стран вполне возможно, так как и Россия, и Украина придерживаются принципов открытого неба. Однако на деле сложно представить, что такой перевозчик появится, отметил ученый. Он видит выход в том, чтобы развивать железнодорожное сообщение.
«Пассажиропоток между Россией и Украиной за последние годы сильно снизился, многие поезда из-за этого были сняты, потому что загрузки не хватало. Но, видимо восстановят, железные дороги восстановить не так сложно, тем более нитки графиков есть», — сказал Голубчик.
Однако в РЖД заявили, что пока не намерены назначать дополнительные поезда в сообщении между Россией и Украиной. На данный момент дефицита мест в поездах нет. Но если позже появится необходимость в дополнительных составах, компания готова их увеличить, пояснили в РЖД.
Юлиана Михайлова / АБН