Разбившийся в Египте российский самолет A321 был зарегистрирован в Ирландии. В этом нет ничего удивительного – практически все самолеты отечественных авиаперевозчиков зарегистрированы за рубежом. «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось, почему лизинговые компании не доверяют российскому регистру и может ли это объяснить регулярные авиакатастрофы в РФ.
То, что российские самолеты не зарегистрированы на российской земле уже давно не секрет. Власти время от времени вспоминают о существовании феномена и говорят, что «ситуацию нужно исправить», но дело дальше этого не двигается. Член правления российской ассоциации пилотов и владельцев воздушных судов Леонид Кошелев утверждает, что проблема профессионалам хорошо известна.
«Это давний больной вопрос. Я сам вел некоторое количество разговоров и дискуссий в правительстве по поводу того, что нужно кончать этот позор… Эта тема всем известна. Россия – одна из великих авиационных держав, но по зарегистрированным единицам авиафлота мы на уровне Гватемалы», – говорит Кошелев.
Официальный представитель Минтранса Тимур Хикматов, говоря о возвращении отечественных самолетов «на родину» сетовал, что «насильно перевозчика в российский регистр не загонишь».
Россия – одна из великих авиационных держав, но по зарегистрированным единицам авиафлота мы на уровне Гватемалы
«Вопрос о том, что иностранные самолеты российских авиакомпаний должны быть в российском регистре, периодически обсуждается. В экстренных ситуациях авиакомпании получают защиту государства, если самолеты под нашим флагом летают. Для бюджета – это еще и платежи от авиакомпаний, которые сейчас поступают другим странам, регистрирующим самолеты. Но перевозчиков насильно не загонишь в регистр – необходимо создать соответствующие условия. С морскими судами такая же история. Регистр долго создавался, а народ туда не шел», — говорил Хикматов.
Возраст приведенной цитаты – пять лет. С тех пор ситуация не изменилась.
В том, что российские самолеты имеют иностранную регистрацию в первую очередь «виноваты» лизинговые компании, которые сдают свои самолеты в аренду авиаперевозчикам. Дело в том, что при регистрации в РФ самолет почти гарантированно потеряет свою стоимость. Естественно, это неприемлемо для лизинговой компании – воздушное судно потом труднее продать. Лизингодатели регистрации в России не доверяют. Наши стандарты техобслуживания и надзора за летной годностью самолетов сильно отличаются от международных и не в лучшую сторону. Отбивает желание иметь дело с регистрами из РФ и большое количество бюрократии и острая проблема коррупции в стране. Как результат – практически все самолеты национального авиаперевозчика «Аэрофлот» зарегистрированы на Багамских островах. Помимо этого российские самолеты регистрируют в Ирландии, Арубе, на острове Мэн, Турции, на Каймановых островах, США, Малави.
Руководитель аппарата подкомитета Торгово-промышленной палаты по лизингу, Евгений Царев в свою очередь уверен, что причина нелюбви лизингодателей к России другая.
Часто эти зарубежные компании, хоть и находятся в иностранной юрисдикции, но принадлежат россиянам
«Это связано с тем, что самолет иностранного производства и он уже был в эксплуатации где-то за границей. То есть, у него есть история технической эксплуатации. Если на такой самолет делают заказ, то тогда, исходя из того, что у нас есть пробелы в законодательстве, а иногда нет и людей, которые могут перевести с английского языка, регистрируют его за границей. Иначе у него как бы нет истории технической эксплуатации. Часто эти зарубежные компании, хоть и находятся в иностранной юрисдикции, но принадлежат россиянам», — уверен Царев.
Третье видение проблемы есть у бывшего командира воздушного судна и специалиста по безопасности полетов Александра Романова.
«На покупку самолета или на оформление судна в лизинг, кредиты обычно берут в заграничных компаниях. Ни один заграничный банк (кстати, там под покупку самолета проценты минимальны) не даст кредита, если регистрация будет российская. Наш кредит – дорого и долго… При этом у нас еще и мало платят, очень большая текучесть и хорошие опытные специалисты уходят в другие области. Порой из-за нехватки техспециалистов места, где нужно семь-восемь человек, обслуживают два-три», – рассказывает бывший пилот.
Член правления Российской ассоциации пилотов отмечает, что проблему можно решить только структурной реформой. Но сделать это будет очень трудно.
Регистрация самолетов в России – это очень большая ответственность. А у них ответственности никакой, они ее на себя не берут. Вот сейчас произошла катастрофа и если начать с них спрашивать, они ответят: «А мы не отвечаем, идите в ирландское ведомство, разбирайтесь там»
«Нужна структурная реформа. Любое ведомство у нас финансируется. Там люди деньги зарабатывают. Возьмите любое ведомство – от МИДа до какого-нибудь экологического и попробуйте заставить их работать. Они же не будут это делать. У них должен быть какой-то интерес человеческий. Нужно структурировать, финансировать и так далее любое ведомство, чтобы оно правильно работало. Это задача правительства. Регистрация самолетов в России – это очень большая ответственность. А у них ответственности никакой, они ее на себя не берут. Вот сейчас произошла катастрофа и если начать с них спрашивать, они ответят: «А мы не отвечаем, идите в ирландское ведомство, разбирайтесь там». Они все так устроили, что получают с наших авиакомпаний денег побольше, чем коллеги в Швейцарии от швейцарских самолетов, а ответственности никакой. Попробуйте их с этой схемы сдвинуть!» — говорит Кошелев.
По словам эксперта, то, как дела обстоят с регистрацией самолетов в России, вызывает удивление и восхищение европейских коллег.
«Меня спрашивают ребята из Европы, которые всю жизнь сражаются за регистрацию самолетов у себя (иначе им есть нечего будет): «А как так в России может быть – ответственности нет, а деньги платят»? Я объясняю, они говорят – это гениально! Бизнес по-русски», – говорит Кошелев.
Так же было и в Китае. Им было очень трудно, лет на 10-15 в авиастроении отстали, но они напряглись и за полгода регистрацию поправили
При этом ситуация не безнадежна. По словам члена правления Российской ассоциации пилотов, Бразилия и Китай имели такую же дурную репутацию, но смогли от нее избавиться.
«В Бразилии такая ситуация была лет двадцать назад. Справились – бразильская регистрация стала всеми приниматься. Так же было и в Китае. Им было очень трудно, лет на 10-15 в авиастроении отстали, но они напряглись и за полгода регистрацию поправили». – рассказывает Кошелев.
Эксперт отмечает, что Россия находится внизу рейтинга по количеству авиакатастроф «не просто так». По словам Кошелева в РФ нет отдельного ведомства, которое следит за безопасностью полетов, его заменяют иностранными. Росавиация используется только как ширма для иностранцев, а когда случается катастрофа стрелки переводят на эксплуататоров, говорит Кошелев.
«Это как если бы людям говорили при автомобильной аварии, что за безопасность у нас отвечает не ГАИ, а водители машин. На такое заявление все бы рассмеялись», – объясняет владелец самолетов.
Артем Александров / АБН