Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу во вторник заявил о том, что правительство страны разрабатывает санкции против России. Но, по его словам, ввести их планируют «только в случае необходимости». При этом эксперты, с которыми «Агентство Бизнес Новостей» обсудило ситуацию, сомневаются, что это вообще произойдет.
Так, по мнению доцента кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки Московского государственного университета Натальи Ульченко, заявления о санкциях против России лишь способ продемонстрировать, что турецкое правительство в тонусе. На самом деле Турция не заинтересована в ограничительных мерах.
«В этом вопросе сохраняется большой элемент неопределенности. И, на мой взгляд, речь идет не столько о конкретных шагах, сколько о контрполитическом выпаде. Видимо, попытка парировать. Но общая тональность свидетельствует о том, что это, скорее, заготовка на всякий случай», – сказала Наталья Ульченко в разговоре с корреспондентом АБН.
По ее мнению, говорить о конкретном содержании санкций преждевременно. Да и сами турецкие власти не торопятся рассказать хотя бы о части ограничений, которые они придумали для России.
Тем не менее, у Турции, безусловно, есть рычаги давления на РФ. К ним, по мнению директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова, относятся газ и строящаяся атомная электростанция «Аккую».
«Уже состоялись контакты с руководством Туркменистана, Азербайджана и Иракского Курдистана. Возможно, и Катара. Вот эти страны – Катар сжиженным газом, остальные трубопроводами – должны заменить российский газ, после чего Турция сможет отказаться от поставок из РФ. И нам придется искать новые рынки.
Это первое. Второе – прекратится строительство атомной станции «Аккую», но это и слава богу. Вот, собственно, два направления. Остальное они нам поставляют», – сообщил АБН эксперт.
Отметим, только в 2014 году «Газпром» отправил в Турцию более 27 млрд кубометров газа, или около 19% от всего экспорта компании в страны дальнего зарубежья. Сотрудничество двух стран в этой сфере началось еще во времена СССР. Первое соглашение о поставках отечественного газа в Турецкую Республику на 25 лет подписали в 1986 году. Всего за это время Турция купила более 350 млрд кубометров российского природного газа.
Изначально газ экспортировали через Румынию и Болгарию. Позднее Турция и РФ договорились о совместном проекте – трубопроводе «Голубой поток», который проложили по дну Черного моря, чтобы направлять газ в республику напрямую. В 2003 году его ввели в эксплуатацию.
Другой совместный проект России и Турции – АЭС «Аккую» – также может пострадать от возможных санкций, считает Багдасаров. Атомную станцию планировали возвести на южном побережье Турции по российскому проекту. Но в результате ухудшения российско-турецких отношений проект, как и газопровод «Турецкий поток», заморозили.
В то же время Наталья Ульченко видит другие уязвимые в отечественной экономике места. В частности, проблемы, которые могут возникнуть без возможности импортировать из Турецкой Республики некоторые товары.
«Если, например, овощам мы легко можем найти замену, то для российских автосборочных предприятий это будет сложнее. У них есть важные контакты в Турции», – пояснила экономист.
Проблемы могут возникнуть и в финансовой сфере. «Ценность Турции как партнера до сих пор состояла в том, что она не присоединилась к западным санкциям в отношении РФ. И все это время была, в каком-то смысле, финансовым окном для России, предоставляющим доступ к мировым рынкам», – добавила Ульченко.
Однако эксперт еще раз подчеркнула, что Турция в этих мерах не заинтересована. А вот директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский не берется судить о возможном воплощении угроз турецкого правительства в жизнь.
«Я не Павел Глоба, чтобы гадать. Не дай бог подскажу еще туркам, что можно против нас предпринять. Вот примут санкции – тогда и обсудим», – заявил Сатановский в разговоре с корреспондентом АБН.
Евгения Соколовская / АБН