Правительство Петербурга может отказаться от государственного контракта на поставку вагонов в метро. Официально — из-за секвестра бюджета, но вообще-то из-за чешской Skoda, которая владеет 51% долей поставщика. Выгоды в конечном счете может получить московский «Трансмашхолдинг».
О том, что «Вагонмаш» возможно так и не поставит вагоны для петербургского метрополитена (на общую сумму 3,8 млрд рублей), журналистам сообщили источники в Смольном. Они изложили две версии: публичную и непубличную.Согласно публичной версии новые вагоны для третьей линии подземки станут жертвой секвестра бюджета. «Комитет по транспорту озабочен секвестром бюджета. По комитету необходимо 2 с лишним миллиарда рублей из своих 29 млрд сократить. Это примерно 7,2% годового финансирования. Это затронет и программу закупок на текущий год», — рассказа АБН источник в Смольном.
Но есть и еще один фактор: то, что у ООО «Вагонмаша» 51% долей принадлежит чешской Skoda. И это в общую политику импортозамещения и экономического ответа странам, поддержавшим санкции против России не вписывается. Впрочем, по сведениям АБН, окончательное решение по вопросу пока не принято.
Отметим, в компании «Вагонмаш» не стали комментировать возможный срыв контракта. В компании лишь напомнили, что закупка осуществлена по действующему федеральному законодательству.
В свою очередь, в Смольном готовы и к судебному повороту истории. Там отмечают, что город уже переходит на новую практику, когда закупка иностранного оборрудования возможна только после рассмотрения этого вопроса на специальных технических советах. То есть, приглашенные эксперты должны обосновать, есть ли альтернатива зарубженой технологии или нет. В случае с закупкой вагоном метро такого совета не было.
Политолог: В Смольном политика превалирует над экономикой
В действиях властей политические соображения превалируют над экономическими. И это может сказаться на потребителях услуг — горожанах. Так прокомментировал возможный отказ Смольного от контракта политолог Александр Конфисахор.
«Если в тендере выигрывает поставщик с меньшей ценой и лучшим качеством, то менять ее исходя из политических убеждений на другую — не очень корректно. Нас никто не будет считать серьезными партнерами, в том числе и политическими», — сказал Конфисахор «Агентству Бизнес Новостей».
По его мнению, Россия слишком сильно отстает в технологиях, чтобы позволить себе такой отбор поставщиков. «Skoda — очень сильная экономически и технологически компания, которая выпускает очень качественный товар. Даже то, что мы видим — вагоны или автомобили — вершина айсберга. Это огромный промышленый комплекс с очень качественным товаром и многолетней историей», — подчеркивает эксперт.
ФАС и активисты
Отметим, закупки Смольным вагонов метро все последние годы находятся в центре внимания. Несколько лет назад акционерное общество «Вагонмаш» (входило в группу «Дедал») не смогло получить городского заказа на вагоны метро и трамваи. Это в итоге привело к банкроству компании, а технологии, в том числе последнюю разработку предприятия — вагоны «Нева» — получила новая фирма — ООО «Вагонмаш». Ее учредили Кировский завод (49%) и чешская Skoda (51%).
Крупный план: Поезд задерживается
Крупный план: «НеВа» — не Вам
Добавим, последний тендер для метрополитена прошел в январе этого года, в нем победил «Вагонмаш». С этим не согласился конкурент — «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (входит в московский «Трансмашхолдинг»). Компания регулярно жаловалась в УФАС по поводу тендеров. Они, считаю в холдинге, специально прописывались под «Вагонмаш». Последнюю жалобу московский концерн подал в начале марта.
Кроме того, в начале марта же началась общественная кампания против ООО «Вагонмаш». От именно Национального Антимонопольного Общества в СМИ были разосланы релизы, в которых ставилась под сомнение оправданность закупки у российско-чешского предприятия.
«Эта компания на 51% принадлежит чешской Skoda Transportation и на 49% — кипрскому офшору «Леонтодон Ридео Лимитед». У этой компании нет в России собственного производства. Производство вагонов, ключевых узлов и комплектующих будет вестись в Чехии. В то же время второй претендент – расположенный в Санкт-Петербурге Октябрьский электровагоноремонтный завод – не был допущен к конкурсу», — писали на имя Медведева активисты. Они просили премьер-министра дать оценку действиям городского комитета по транспорту и рассмотреть необходимость включения в условия конкурсов требование о российском происхождении товаров в тех случаях, когда заказчиком выступает субъект Российской Федерации.