Поезд задерживается

К 2018 году петербургский метрополитен планирует полностью заменить составы «зеленой» линии на поезда нового поколения типа «НеВа». Однако амбициозные планы может «зарубить» кризис и проблемы с планированием. Почему благие идеи настолько плохо соотносятся с реальностью — в материале «Агентства Бизнес Новостей».

Метро "Московские ворота"

В январе 2015 года метрополитен опубликовал данные о состоянии подвижного состава подземки. Согласно отчету, износ вагонов превышает 73%, а более 47% вагонов (812 штук) уже выработали свой ресурс. «Продолжение финансирования программ закупки подвижного состава будет являться приоритетным еще в течение длительного времени», говорят в метрополитене и напоминают о том, что в ближайшее время подземке нужно готовиться к приезду гостей Чемпионата мира 2018 года. Основным направлением для него станет «зеленая» (третья, она же Невско-Василеостровская) линия, которую к ЧМ как раз должны будут продлить до стадиона на Крестовском острове. Чтобы гостям города было удобно пользоваться транспортом, в метро решили полностью заменить поезда «зеленой» линии на составы нового поколения с асинхронно-тяговым приводом (АТП). Но это вряд ли удастся.

Сколько вешать в граммах

«Для нормальной эксплуатации третьей линии требуется 396 вагонов нового поколения», — отмечают в метрополитене. Другими словами, к середине 2018 года по третьей линии должно курсировать ровно 66 составов. Девять таких, серии «НеВа» (производства петербургского «Вагонмаша»), уже введены в эксплуатацию, еще 11, предположительно, модели «Охта» (от принадлежащему «Трансмашхолдингу» Октябрьского электровагоноремонтного завода, ОЭВРЗ), уже заказаны и должны быть поставлены до конца 2016 года. Таким образом, к 2018 году необходимо поставить еще 46 составов (276 вагонов).

Построить такое количество вагонов за три года не составляет большой сложности, говорит коммерческий директор ООО «Вагонмаш» Сергей Карпинский. Его предприятие готово выпускать больше сотни нужных вагонов в год без применения дополнительных ресурсов, но заказывать такие объемы в рамках обычных трехлетних контрактов нужно уже сейчас.

«Сейчас, допустим, объявят контракт на 50 вагонов. В следующем году, допустим, разыграют конкурсную процедуру на 200 вагонов, если деньги будут в бюджете. Конечно, для меня как производителя удобно, когда производство ритмичное. Когда я делаю за год 50 вагонов, а потом 200, то я должен изворачиваться, подтягивать ресурсы, людей нанимать. У меня, по идее, должна быть ритмичная загрузка», — говорит Карпинский.

В чем-то его слова начинают сбываться: накануне Смольный как раз объявил новый конкурс на поставку 48 вагонов с АТП. В названии закупки не указано, для какой именно линии закупаются вагоны, однако глава метрополитена Гарюгин в начале недели сообщил, что готовящийся конкурс предназначен для Невско-Василеостровского направления.

Ранее АБН узнало о том, что метрополитен планировал заказать 120 вагонов, но пока что эту идею отложили. По словам источника в подземке, этот конкурс будет предназначаться для «красной» линии метро — по ней ездят самые старые вагоны. Но покупать будут примерно такие же составы с АТП, как и для «зеленой», считает он.

«Для меня, как производителя, важно что — есть какие-то цифры, утвержденные бюджетом и есть наличие объявленных конкурсных процедур, в которых я, как производитель, могу участвовать», — говорит Карпинский. Даже если объявление конкурсов будет не размеренным, «Вагонмаш» сможет выполнить заказы, отмечает он. Конечно, для этого придется привлекать дополнительные ресурсы, но все возможно.

Битва двух рек

Во всех конкурсах прошлых лет на поставку составов нового поколения участвовало только две фирмы — местный «Вагонмаш» и принадлежащий московскому «Трансмашхолдингу» ОЭВРЗ. Ранее мы уже рассказывали о противостоянии двух организаций, в котором, похоже, намечается новый виток. В спор вступают интересы метрополитена и правительства.

В городской подземке рассчитывают на победу «НеВы» в ближайших конкурсах для третьей линии, об этом говорят как работники, так и руководство метро. «Я, например, считаю, что разводить такой «зоопарк», когда в одном депо несколько типов составов, не совсем правильно, поэтому я думаю, что систему тех же конкурсов нужно проводить как-то на линию, постепенно пополняя», — рассказал АБН глава метрополитена Гарюгин. По словам главы подземки, даже если победит «Трансмашхолдинг», составы в пределах одной линии будут похожими, но не идентичными. «Они не смогут создать «НеВу», у них нет лицензии, там может быть другой привод, но они будут очень похожи», — добавил Гарюгин.

Собеседник АБН в метрополитене отметил, что «Трансмашхолдинг», скорее всего, проиграет схватку за качество с «Вагонмашем». Компания стремится к монополии, приобретая все больше производителей, но мало заботится о качестве, считает он. «Вагоны от ОЭВРЗ, «Трансмашхолдинга» и «Метровагонмаша» (московская компания, входит в ТМХ — АБН) постоянно ломаются», — говорит источник. Впрочем, как выяснилось, Смольный симпатизирует Москве.

«С учетом курсовых рисков, мы понимаем, что основные поставщики для наших питерских транспортных компаний, включая метрополитен — это национальные товаропроизводители. Об этом мы и ведем разговор», — так корреспонденту АБН прокомментировал планы развития метро ответственный за транспорт вице-губернатор Игорь Албин. По его словам, таких компаний в России всего лишь «две с половиной», одна из которых — «Трансмашхолдинг». «Вагонмаш» в списке рассматриваемых компаний тогда упомянут не был.

Впрочем, метрополитен не собирается отказываться от идеи укомплектовать «зеленую» линию «НеВами». «Если последующие конкурсы выиграет «НеВа», то на КВЛ (Кировско-Выборгская, «красная» линия — АБН) «Охту» отдадут», — говорит знакомый с ситуацией источник в метро. По его словам, как в уже объявленном конкурсе, так и в последующих, сможет участвовать продукция «Вагонмаша», поэтому вопрос о «зоопарке» в метрополитене решится в ближайших тендерах.

Всем нужны деньги

Однако кризис может испортить все планы по обновлению. Согласно документам закупок, обоснованием для проведения тендера является стратегия развития транспорта Петербурга до 2020 года. Средства на эту программу выделяются в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП), которая уже утверждена на 2015 год и плановые периоды 2016 и 2017 года. Согласно ей, на закупку новых вагонов в ближайшие три года будет выделено 7,47 млрд рублей. И это вовсе не самая большая сумма.

Контракт на поставку девяти составов «НеВа» с «Вагонмашем» в 2012 году обошелся городу в 3,25 млрд рублей. Еще 11 поездов в декабре 2013 года ОЭВРЗ согласился поставить за 2,97 млрд рублей (тогда оба участника предложили цену в пределах 3 млрд рублей). Даже по этим ценам сметы на новые вагоны никак не вписываются в существующие планы.

Чтобы войти в новый 2018 год с полностью обновленной «зеленой» линией, на закупку 46 необходимых составов нового поколения город потратит 16,6 млрд рублей в 2015-2017 годах (по оценке 2012 года). Если оценивать по закупке 2013 года, то потратить придется около 12,5 млрд рублей. Таким образом, с условием, что вся АИП уйдет на подготовку одной линии к 2018 году (а она еще тратится на выплаты по старым контрактам и текущее обновление составов), Смольному не хватает от 5 до 9,1 млрд рублей.

«Все зависит от денег, от всех этих чудотворцев с рублем. Мировые цены на вагоны — 1,5-2 млн евро. Если даже они и были у нас подешевле, они будут недешевыми», — мрачно отмечает Гарюгин.

Если исходить из логики главы подземки, тогда один вагон будет обходиться минимум в 117 млн рублей, а 46 составов обойдутся в уже дикую цифру 32,3 млрд рублей. Для справки, в 2015 году дефицит Петербурга остается дефицитным на сумму 55 млрд рублей.

На вопрос о том, откуда будут браться такие деньги, Гарюгин сообщил, что средства будут браться из бюджета. Профильный вице-губернатор Албин на момент написания заметки не прокомментировал, из каких средств будут приобретаться новые вагоны для подготовки к Чемпионату мира. Так как глава комитета финансов Эдуард Батанов уже заявил, что правительству предложено секвестировать ближайшие расходы на 10%, вполне вероятно, что достигнуть такой имиджевой цели Смольному поможет федеральное правительство. Но в Минтрансе АБН сообщили, что «такой вопрос не обсуждается. Рекомендуем обратиться в соответствующий субъект РФ (Правительство Санкт-Петербурга)».

Пожалуй, в целом ситуацию с заменой вагонов можно описать таким диалогом:

(корреспондент АБН): До 2018 года поезда на третьей линии будут заменены?

Владимир Гарюгин: Нам бы хотелось. (чуть тише) Нам бы хотелось…

Андрей Фролов / АБН

Автор:

Новости партнеров