В то время как премьер-министр России Дмитрий Медведев и другие члены правительства во вторник подали декларации о своих доходах в 2014 году, главы крупных компаний с госучастием получили право оставлять такую информацию при себе. В СМИ появилась информация о соответствующем распоряжении правительства 31 марта.
Пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова подтвердила наличие таких поправок. По ее словам, речь идет о дополнительном пояснении к уже существующему постановлению правительства. По сути, распоряжение разрешает руководителям ОАО, в которых есть «какая-то доля государства», не раскрывать свои доходы перед общественностью и СМИ.
Такие руководители, как и раньше, будут заполнять налоговые декларации и предоставлять их государству, но при этом они имеют право на коммерческую тайну, цитирует Тимакову РБК. По ее словам, главы организаций с госучастием по-прежнему остаются представителями бизнеса и не являются «в строгом смысле госслужащими».
«Для ближайших друзей Путина — господ Сечина, Миллера и Якунина — оказывается, необязательно сообщать о своих экономических доходах, несмотря на то, что они и формально, и по сути являются госслужащими», — прокомментировал нововведение политолог Андрей Пионтковский. Он отметил, что такого рода послабления возможны из-за того, что в стране «нет рыночной экономики и института частной собственности».
Эксперт подчеркнул, что в современных российских условиях «частная собственность условна для любого владельца: отбирается и даруется в соответствии с административным ресурсом» и отношениями с властью. «У руководителя нефтяной компании – отношения с президентом, у руководителя продуктового ларька – с местным полисменом», — подытожил Пионтковский.
В свою очередь, депутат Госдумы, председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев подчеркнул, что в принципе считает всю историю с публичным оглашением доходов «в значительной степени популистской». По его словам, если страна всерьез намерена бороться с коррупцией, то в таком случае, компании с госучастием должны сдавать в парламент весь свой бюджет, как это делают в Германии.
«Знает общество их зарплату, или только ограниченный круг — это не принципиально. Принципиально – как в целом их бюджет устроен, что куда расходуется в целом», — отметил Грачев. По мнению депутата, главная проблема – «отсутствие базового закона, который бы определял управление госпакетами акций».
фото с сайта gazeta.ru