На минувшей неделе активно обсуждалась инициатива ритейлеров на два месяца заморозить цены на социально значимые товары. Предложение крупнейших розничных сетей почти мгновенно поддержали в Федеральной антимонопольной службе и Антикризисной комиссии. Но так ли безвредно пусть и частичное вмешательство в процесс рыночного формирования цены?
Помимо воплотившегося в реальность решения ритейлеров искусственно остановить цены, на разной стадии рассмотрения есть и другие идеи. Создать государственные аптеки, заняться регулированием цен на социально значимые лекарства, правительство также уже заморозило цены на имплантаты для государственных больниц.
При этом в правительстве настаивают – регулирование цен до добра не доводит. Например, в феврале об этом говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он тогда отметил, что государство возьмется за регулирование цен, лишь если они взлетят сразу на 30% за месяц. Хотя возможность такая у правительства есть всегда.
«Не использовали [ее] по вполне понятным причинам, потому что как только государство начинает вмешиваться вот таким образом, произойдет, скорее всего, то, что произошло в конце жизни Советского Союза – просто полки опустеют и все. Либо это будет сопровождаться дальнейшей гиперинфляцией, ростом цен и так далее», — сказал тогда Медведев.
Еще раньше о том же говорил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он уточнял, что механизм госрегулирования может быть применен. По словам чиновника, регулированием цен не занимались из опасения создавать дефицит востребованных товаров. «Можно заморозить, но потом не кричите, что дефицит гречки», — сказал он.
В зависимости от роли государства в формировании цены они могут быть свободными и регулируемыми. Свободной или рыночной называется цена, которая складывается на товарном рынке без госвоздействия. Рыночная цена колеблется вокруг стоимости товара и реагирует на изменения в спросе и предложении. Регулируемая цена складывается на основе решений правительства. В России действует три перечня товаров и услуг, цены на которые подлежат госрегулированию.
Во-первых, правительство определяет стоимость на газ, оборонную продукцию, драгоценные камни, транспортировку нефти, на почту, перевозки по железным дорогам и некоторые другие. На уровне субъектов регулируется стоимость газа, проданного населению, соцуслуги, надбавки на лекарства, стоимость проезда в общественном транспорте. Кроме того, региональные власти могут также вводить регулирование тарифов и надбавок на продукцию, реализованную в условиях Крайнего Севера, наценки на питание в школах, тарифы на межобластном транспорте.
Всего есть две условные группы способов влияния государства на цены. Можно прямо установить цены, то есть зафиксировать тарифы, определить границы в которых варьируется стоимость товаров, как например, сделано для водки и других алкогольных напитков. Могут быть установлены базовые цены и коэффициенты их изменения, гарантированные цены, которые могут быть выше средних по рынку, как бывает в закупках для госнужд. Косвенным регулированием можно назвать налоговые льготы, дотации из бюджета.
Среди методов прямого вмешательства государства можно назвать замораживание цен на отдельные товары или группы, что и сделали ритейлеры, видимо, не дожидаясь решения государства. Эту меру используют при сильной инфляции. Может быть применено декларирование цен, когда производители предъявляют регулятору информацию об уровне цен. А органы ценообразования уже либо соглашаются с ним, либо нет, и требуют цены изменить.
В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные границы, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены. Так или иначе госрегулирование цен зачастую — это ответ на серьезный кризис. Однако в том, что именно такая ситуация сложилась сейчас в экономике сомневается Дарья Желаннова из «Альпари».
«Я думаю, что в текущей ситуации нет оснований что-то замораживать или регулировать. Да, есть проблема инфляции, да, она вышла даже за 10%. Для ряда слоев населения это может быть проблемой, но кризисной ситуации, когда государство будет вмешиваться на таком запретительном уровне, – не думаю, что есть смысл о ней говорить. […] Если бы, не приведи господи, мы говорили о войне, тогда да – это экстремальная ситуация», — прокомментировала она нынешнюю ситуацию для АБН.
В свою очередь, замгендиректора компании «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова полагает, что любая форма госрегулирования ведет к дефициту. По ее словам, уже есть некоторые примеры этого.
«Госрегулирование ведет к ухудшению экономической ситуации в торговле, сельском хозяйстве и пищевой промышленности. И к тому, что бюджет сознательно пойдет на сокращение доходов при очень призрачной выгоде для населения. Производители продуктов питания в условиях ограничений по наценке будут снижать качество на регулируемые товары — это самый простой механизм, либо придерживать его продажу (если это возможно) в ожидании отмены данной меры. Розничная торговля отреагирует повышением цен на нерегулируемые товары, что, в конечном счете, все равно приведет к удорожанию потребительской корзины, а региональные власти получат необходимость дополнительно организовать оперативный контроль за достаточно сложным механизмом ценообразования», — считает она, хотя и отмечает, что ей как потребителю хотелось бы замедления роста цен.
Иной точки зрения придерживается член президиума организации «Опора России» Юрий Савелов. Он полагает, что вмешательство государства на данный момент необходимо.
«На сегодняшний день государство должно вмешиваться в регулирование цен, чтобы для малообеспеченных слоев населения были доступны жизненно необходимые группы товаров. Таких семей с небольшим заработком до 20 тыс. рублей, к сожалению, в нашей стране еще очень много, при этом надо подчеркнуть, что зарплаты в самое ближайшее время повышать не будут, наоборот, даже чиновники из солидарности решаются сократить свой заработок», — отмечает он.
Помимо уже предпринятой заморозки цен и индексации части зарплат у Савелова есть и другие предложения.
«На мой взгляд, нужен контроль от производителей и поставщиков в магазины, чтобы выявить случаи необоснованного завышения. Например, по сравнению с прошлым годом цена на молоко не должна была вырасти на 50% — к этому в принципе нет никаких оснований, потому что не увеличились расходы на электроэнергию, бензин и заработную плату, только поднялись проценты по банковским кредитам. Государство должно сейчас вмешаться в лице соответствующих контролирующих органов, чтобы поддержать малообеспеченные слои населения, чтобы затраты на товары были соразмерны с уровнем дохода семей. Если понадобится, нужно подключить общественный контроль, организовать горячие линии во всех регионах и прилично штрафовать за доказанные случаи безосновательного завышения цен», — полагает эксперт.
Так или иначе, на ближайшие два месяца мы можем забыть о постах в соцсетях о том, что сегодня яблоки стоили 60 рублей, а на следующий день – 80. При этом остается вопрос: что дальше? Заморозка цен, как и конфликтов не помогает их решать. Спустя несколько месяцев страна рискует столкнуться с очень резким ростом. Кроме того, есть и угроза ажиотажного спроса, особенно на то, что можно приобрести впрок.
«В свое время ряд стран предпринимал попытки введения регулирования за ценами (Венесуэла, Аргентина, Белоруссия и поздний СССР). Во всех случаях оно рано или поздно приводило к возникновению дефицита товаров в розничной продаже и формированию «черного» рынка. В магазинах с еще имеющимися товарными остатками будут выстраиваться очереди», — полагает аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин.
Все эти проявления станут просто отражением скрытой потребительской инфляции. «Более того, в таких условиях сетевая торговля станет невыгодным видом бизнеса с точки зрения инвестиций. Это приведет к закрытию магазинов и еще большему росту цен, так как среднеотраслевые издержки будут неизбежно повышаться», — добавил аналитик. По его мнению, единственным способом решения проблемы является система продовольственных талонов для малоимущих.
Елизавета Большакова / АБН
фото с сайта mk.ru