В пятницу одна из наиболее крупных розничных сетей X5 Retail Group отчиталась о результатах первого квартала и марта. В частности, в компании отметили, что россияне перекочевывают из более дорогих «Перекрестка» и «Карусели» в бюджетную «Пятерочку». Эксперты и аналитики подтверждают, что наши сограждане решили затянуть пояса.
В X5 связывают перераспределение потока покупателей с кризисом. Однако, как там пояснили «Агентству Бизнес Новостей», какой-либо угрозы в этом нет.О стремлении россиян уйти в более дешевые магазины сообщали на этой неделе аналитики Sberbank CIB. По их данным, в первом квартале возросло число граждан, которые перешли на покупку товаров со скидками. В исследовании тенденцию охарактеризовали как погоню за скидками.
«Впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в IV квартале оно составляло 2,3, то в I квартале 2015 года выросло до 2,8», — отметили аналитики.
Эту же информацию подтвердили аналитики в нескольких розничных сетях. Там отметили число покупателей, которые приходят в магазины только за товарами, на которые распространяются скидки. Причем россияне начали понемногу возвращаться в крупные гипермаркеты. В среднем потребители тратили там 20,3% продовольственного бюджета.
В марте выросла доля покупателей, которые чувствительно реагируют на колебания цен. Таких людей стало 75%. Средний россиянин начал экономить на товарах повседневного пользования. А более трети признались, что в первом квартале вынуждены были сократить расходы на товары первой необходимости.
«Рост спроса на более дешевые товары и все более активная погоня за скидками могут привести к возникновению ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями», — считают эксперты.
«В целом, по мере ухудшения экономической конъюнктуры, ускорения потребительской инфляции и снижения реальных зарплат подобная тенденция действительно наблюдается. Население все больше стремится экономить на продуктах питания, максимально сокращая расходы на товары не первой необходимости. На этом фоне растет трафик у сетей дисконтной торговли вне зависимости от формата», — отмечает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин.
«Так, за 2014 год LFL трафик (Объем сопоставимых продаж — АБН) у «магазинов у дома» «Магнита» вырос на 3,68% год к году, а у гипермаркетов — на 5,63% год к году. У «Ленты», которая использует дисконтную модель торговли в гипермаркетах и супермаркетах, LFL трафик вырос на 7,7%. Между тем, у гипермаркетов позиционирующего себя в среднем ценовом сегменте — «Окей», LFL трафик сократился на 4,2% год к году», — полагает аналитик.
В результате Нигматуллин считает, что в нынешнем году тенденция получит развитие. Сети, занятые в среднем и высоком ценовом сегменте сбавят темпы роста. Причем речь идет и об операционных, и о финансовых показателях. Сложная же экономическая ситуация может послужить драйвером роста для тех сетей, которые используют систему скидок и дисконтов.
Елизавета Большакова / АБН
фото с сайта bnkirov.ru