«Хилый, но все же наш». Авиакомпания «Ямал» планирует сменить иностранные самолеты на Sukhoi Superjet 100

Авиакомпания «Ямал» намерена перейти на использование самолетов российского производства, в частности, на самолеты Sukhoi Superjet 100. Об этом уже заявили как глава компании Василий Крюк, так и временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. «Агентство Бизнес Новостей» узнало у экспертов в сфере авиации, насколько достойной заменой самолет «Сухого» будет лайнерам западного производства.

Сухой Суперджет 100По мнению Крюка, Sukhoi Superjet 100 идеально подходит для региональных северных перевозок. Так, воздушное судно может работать при температуре воздуха до 56 градусов ниже нуля при том, что лайнеры Boeing и Airbus выдерживают температуры ниже 40 градусов. При этом Superjet 100 может преодолевать расстояние в 4,5 тыс. км.

Переговоры по переходу на российские самолеты идут уже на протяжении месяца. Пока что авиакомпания, региональное правительство, лизинговые и судостроительные компании составляют бизнес-план и уточняют нюансы совместной работы.

Как отметили в региональном департаменте транспорта и дорожного хозяйства, уже достигнуты предварительные договоренности, а саму инициативу поддерживают в Москве. Однако еще нужно прийти к договоренности между Минпромторгом и лизинговыми компаниями. Впрочем, гендиректор «Ямала» не исключает, что Superjet 100 можно будет увидеть «в аэропорту Салехарда уже в этом году».

У российских перевозчиков нет другого выхода, кроме как пересаживаться на отечественные самолеты, считает заслуженный летчик России Вадим Базыкин.

«Другого выхода нет. От этого вся жизнь авиакомпаний зависит. В нынешних нестабильных экономических обстоятельствах лизинговые платежи авиакомпания никакая не вытащит. Ни «Трансаэро», ни «Аэрофлот». Это же не от хорошей жизни. Сразу сделать конфетку не получится. Мы упустили – уже лет 15 этим не занимались. Поэтому надо сейчас снова потихоньку этим заняться. Но ничего страшного, надо пересилить себя и сесть на Superjet. Но я даю гарантию, что через 3-5 лет мы сделаем такое, что будет котироваться, как и иностранные модели», — полагает Базыкин.

По его словам, Superjet  100, может быть, на сегодняшний день еще не очень достойная замена, «но лишь только потому, что нашу технику не обкатали».

«Любая техника должна прижиться: детские болезни в ней повыпрыгивали-повыскакивали, но хотя бы два годика надо ее покатать и тогда все будет нормально. Но машина хорошая, достойная», — отмечает авиатор.

Superjet 100 подходит «Ямалу» и другим внутренним российским перевозчикам, так как этот тип самолета сконструирован для использования на малых и средних авиалиниях, уверен глава фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов. При этом «Ямал» должен просчитать, насколько выгодно ему будет использовать такие самолеты.

«Как показало использование этих самолетов «Аэрофлотом» (в настоящее время в распоряжении авиакомпании 18 самолетов Sukhoi Superjet 100 — АБН), они летают в год 1-1,5 тыс. часов. А Boeing и Airbus – 3-4 тыс. часов. Здесь уже вопрос экономической эффективности: самолет тогда экономичен, когда он гудит в воздухе. Когда он стоит – это тяжелая финансовая гиря на ногах предприятия», — объясняет Смирнов.

По его словам, самолеты Superjet 100 летают так мало не потому, что «Аэрофлот» не хотел их использовать, а из-за вопросов технической неисправности (ремонты, замена запчастей). Это, в свою очередь, вызывает простой самолета, что приводит к издержкам.

Еще один фактор – Superjet 100 на три четверти состоит из западных комплектующих. «Его только называют нашим самолетом. Но какой он наш, когда он на 75% состоит из западных железок, приборов, электроники, двигателей и т.д.?», — отмечает Смирнов.

Впрочем, «хоть он и хилый, но все же наш, нашей сборки», добавил эксперт. Это уже какой-то шаг к импортозамещению, о котором говорит руководство страны. Хотя, как отмечает Смирнов, «нам в этом отношении до импоторзамещения – как до луны».

«По итогам прошлого года мы перевезли  95% пассажирооборота на самолетах западного производства. То есть мы пролетели. Мы в такую зависимость попали от Запада, что уже из категории экономической это перешло в категорию национальной безопасности. Если вдруг самолеты Boeing и Airbus будут введены в санкционные списки, то мы вынуждены будем пересесть на собачьи и оленьи упряжки. Вот какую ошибку совершило руководство, которое возглавляло отечественное самолетостроение в последние десятилетия», — полагает глава фонда «Партнер гражданской авиации».

Дарья Борисова / АБН

Автор:

Новости партнеров