Новый вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан встретился с молодыми предпринимателями. Те пожаловались заместителю градоначальника на сложности в работе – в том числе административные. Конкретных обещаний вице-губернатор не дал, кроме одного – продолжить встречи.
Подобная встреча в любой европейской стране была бы самой банальной. Но в России, и тем более, в Петербурге, где «тишина» возведена в ранг главной добродетели, не каждый чиновник будет вести свободную дискуссию, не сидя в президиуме. До последнего момента этот шаблон рвал только вице-губернатор Игорь Албин, но в полку его прибыло: открытым себя позиционирует и Сергей Мовчан, который официально занял свой пост в начале апреля.
В ресторане Philibert новый чиновник собрал десять бизнесменов (самому молодому – 22, самому старшему – 34) и журналистов на деловой завтрак. Со стороны Смольного также присутствовал глава комитета по развитию предпринимательства Эльгиз Качаев. Состоялся словесный пинг-понг, общую схему которого можно выразить так: «Хьюстон, у нас проблема» — «Это, конечно, да, но…». «Агентство Бизнес Новостей» по итогам дискуссии выбрало три кейса.
Кейс первый: Постановление №1045
Совладелец кафе Philibert Тимур Аблязов, который любезно принял гостей, поднял вопрос о нестационарных торговых объектах в Петербурге. По словам ресторатора, по-прежнему есть сложности с размещением летних веранд кафе. Меж тем, именно они за счет активной работы в высокий сезон финансово обеспечивают работу в остальное время года. Проблема, с которой обратился Аблязов, проста: государство слишком часто меняет правила игры.
«Давным-давно мы получали землю под ресторан, писали заявление, нам КУГИ передавал заявление, мы делали кадастровый паспорт. То есть, был определенный алгоритм. Собственно, я все это сделал, полгода шло межевание территории, все как положено. Потратили деньги, все сделали (пауза). И меняется закон», — горько смеется Аблязов.
Теперь установка веранд регулируется постановлением правительства №1045. Вся работа, проделанная бизнесменом, оказалась напрасной. «Теперь у меня подвисший кадастровый паспорт участка. Сам участок по каким-то параметрам подходит под постановление №1045, а по удаленности от социальных объектов – нет», — сказал предприниматель. По его словам, в соседнем доме расположен детский садик, хотя вход в него со двора, с другой стороны ЗАГС. «Делаешь дело, меняются законы, и работа по планированию бизнеса может оказаться никому не нужна», — резюмировал молодой бизнесмен.
Заместитель градоначальника с пониманием отнесся к проблеме предпринимателя. По его словам, пресловутое постановление Смольного №1045 это один из первых вопросов, которым новый чиновник занялся с переходом в Смольный.
«Уже наработан определенный опыт: положительный, отрицательный, спорный. Мы приняли решение, что сейчас создана рабочая группа по внесению изменений в это постановление», — сообщил заместитель градоначальника. «Вливайтесь», — пригласил он предпринимателей к работе.
Качаев также пообещал помочь, подчеркнув при этом, что ведомство и так прикладывает много сил для развития бизнеса. А обвинять чиновников во всех проблемах – неправильно.
«Комитет много сделал, чтобы вы не зависели от прихоти какого-то чиновника. Сделали голосование. И во всем мы в интересах предпринимателя принимаем голосование. Из-за этого часто у нас происходят «терки» с районными администрациями. Но бывают ситуации, действительно, когда закон не позволяет [ставить веранду]», — отметил в свою очередь глава комитета. Он напомнил, что каждую неделю принимает бизнесменов. «Мы все оперативно решаем», — отрезал Качаев.
Завершая обсуждение этой проблемы, вице-губернатор назвал предпринимателей «средним классом, от которого зависит стабильность в стране». «Пролетариату ничего терять кроме своих цепей, а вам есть что терять: бизнес, опыт, знания, деньги», — расставил акценты вице-губернатор.
Кейс второй: Неэффективность и субсидии
Следом слово взял Андрей Шарков, создатель компаний «Shokobox» и «Шоколадка.СПб.Ру». Его выступление при желании можно было бы счесть подрывом стабильности. Хотя сам предприниматель видит подрыв стабильности в действиях правительства и ЦБ.
«У меня производство. Невозможно долгосрочно планировать, к сожалению, и в городе и в стране, когда меняется ключевая ставка, финансирование кредитов становится нереальным. Мы наблюдаем катастрофическую ситуацию, когда снижение промышленной активности сейчас соизмеримо с 1941-м годом, когда началась эвакуация промышленности из Ленинграда. Динамика ситуации соизмерима. И тем не менее, мы сейчас слышим речи об импортозамещении. Мы слышим, но ничего не видим», — считает Шарков.
По словам бизнесмена, в сложившейся ситуации он всерьез рассматривает возможность перенести свое производство в другую страну.
«Сегодняшние условия, которые создаются для бизнеса в виде недоступных кредитов, делают производство невозможным. И инфраструктурной помощи тоже не оказывается вплоть до того, что электричество стоит как в Европе, бензин стоит как в Америке, а мы нефтедобывающая страна. И я всерьез оцениваю возможность переноса своего производства из Петербурга в Литву», — отметил предприниматель. Бизнесмен посетовал на то, что в то время, когда часть бизнесменов пытается выжить в тяжелых условиях, есть неэффективный бизнес.
«Тотальная неэффективность характерна для всего российского бизнеса […] Мы по этому параметру близки к Киргизии, Узбекистану и очень далеки от Европы. Сейчас не создается никаких инструментов для поддержки производства, в том числе импортозамещающего. Во всяком случае, мы этого не видим», — уверен Шарков.
Вице-губернатор Мовчан признал наличие проблемы, хотя и отметил, что не совсем может отвечать за действия ЦБ. Пока у него «оформляются в голове идеи», с которыми он готов выйти к губернатору и правительству, чтобы поддержать промышленников. При этом чиновник не согласен, что Смольный ничего не делает для поддержки бизнеса. Так, есть несколько субсидирующих фондов и городских программ. Выяснилось, что Шарков пытался ими воспользоваться, но безуспешно.
«Мне дали какой-то московский телефон, по которому я должен был обратиться за комментариями. Я звонил туда, а меня отправили в городской центр предпринимательства», — сказал Шарков.
«Чудеса Вы какие-то рассказываете», — удивился Качаев.
«Аналогичная ситуация у меня была, абсолютно», — добавил Павел Туркин, другой бизнесмен. Он заверил Качаева, что чиновники его «перекидывали» из отдела в отдел, пока не выяснилось, что все сроки вышли. А еще, сказал Туркин, появились какие-то люди, которые то ли предлагали решить проблемы, то ли посоветовали «не рыпаться», мол, все решено заранее.
Это высказывание особенно возмутило Качаева. «Вам кто-то что-то сказал — это не разговор. Так можно про любое дело сказать», — отметил чиновник. Глава КРППР посетовал, что бизнесмены сами не хотят работать с бюрократией и перекладывают подготовку бумаг сторонним людям. «Таких людей (решальщиков – АБН) много. И у метро тоже стоят, предлагают погадать на ручке. Вы лучше сами пройдите этот путь», — сказал Качаев.
Кейс третий: экология и инновации
Бизнесмен Антон Мустейкис поднял проблему переработки мусора и инноваций, о которых в России охотно говорили лет пять назад. Так же, как сейчас говорят про импортозамещение.
Антон руководит научным объединением «Клим», которое занимается научными исследования в области энергетических и высокотемпературных установок, утилизация токсичных отходов.
«Когда людям говорят о строительстве предприятий по переработке отходов, все представляют себе огромное производство с неконтролируемыми выбросами. Но есть множество проектов (и у нас есть) небольших мобильных перестановок по переработке отходов», — сказал бизнесмен и предложил городу поработать вместе. По мнению Мустейкиса, администрация Петербурга могла бы если и не поддержать проект инвестициями, то хотя бы выделить места для размещения пилотных проектов.
«Отходы в любом государстве это золотое дно. А их чрезмерное накопление имеет социальную составляющую», — начал вице-губернатор. Сергей Мовчан даже вспомнил опыт итальянского Неаполя, где мусорная проблема чуть не привела к социальному взрыву. Вспомнил чиновник и о потенциале переработки: получение тепловой энергии и побочных продуктов.
«Я не хочу воровать эту тему у своего коллеги Игоря Албина, но я думаю, если вы свои предложения передадите, то и я их ему обязательно передам», — заверил заместитель градоначальника. И напомнил: «Не там чисто, где убирают. Чисто там, где не мусорят».
В других кейсах вице-губернатор также проявил участие. Но так или иначе, речь упиралась в формат взаимоотношений между чиновниками и бизнесменами, коррупционной составляющей, административных барьерах и бюрократии. По итогам решили: такие встречи проводить регулярно.
Но уже без завтрака.
Дмитрий Борисов / АБН