Слово «импортозамещение» наконец обретает реальный смысл: Минпромторг разработал критерии, по которым можно будет определить, какой товар является российским, а какой — нет. В ведомстве утверждают, что эти требования основаны на пожеланиях самих бизнесменов, однако некоторых участников рынка документ разочаровал.
Кому и зачем это нужно
В прошлом году правительство серьезно ограничило список товаров, которые государственные и муниципальные учреждения могут закупать для своих нужд. Сначала из этого списка выпали иномарки и импортный общественный транспорт, затем и другая машиностроительная продукция иностранного происхождения. А в феврале этого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое ограничивает госзакупку медицинской техники, произведенной за рубежом. Все это делается под эгидой импортозамещения. Логика властей проста: ограничим доступ на рынок иностранным производителям и тем самым откроем дорогу российским товарам. Только вот что такое российский товар, до сих пор ни власти, ни предприниматели толком не понимали.
«Сейчас появился такой феномен, как «лейблинг». Крупная компания готова выпускать любое средство автоматизации под вашим логотипом. Получается как бы российская разработка, но в ней ничего не будет российского», — возмущался пару месяцев назад директор по развитию ГК «Ракурс» Олег Мисюль.
С ним соглашался гендиректор ГК «Светлана-Оптоэлектроника
«Таких игроков немного. Все остальные – отверточные сборочники. Мы будем добиваться, чтобы при определении понятия «российский производитель» требовалась максимальная локализация производства», — говорил Мохнаткин.
Многие бизнесмены, которые занимаются производством промышленной продукции, с нетерпением ждали, когда правительство объяснит, что намерено считать российским продуктом и какие производители, соответственно, смогут получить преференции в рамках курса на импортозамещение. На прошлой неделе эти критерии появились – но пока только в статусе проекта постановления правительства. Документ, разработанный в Министерстве промышленности и торговли, появился в минувший четверг на официальном портале подготовки правовых актов.
Требования к продукции, указанные в проекте, разработаны не ко всем товарам: это медицинские приборы и препараты, продукты станкостроения, автомобилестроения и машиностроения, электроники и микроэлектроники, фото- и светотехники, электротехники и электроэнергетики. Экспертизу на соответствие продукта разработанным требованиям будут проводить два учреждения: Торгово-промышленная палата России и ФГАУ «Российский фонд технологического развития».
Каковы требования
Все критерии, перечисленные в документе, можно условно разделить на три группы. Во-первых, хотя бы несколько этапов производства продукта должны происходить на территории России или стран ЕАЭС. Во-вторых, часть комплектующих, из которых собирается этот продукт, должна быть отечественного производства (или, опять же, произведенной на территории ЕАЭС). Третья группа – это все остальные критерии: например, некоторые производители, чтобы получить право называть свой товар отечественным, должны проводить на территории России научно-исследовательские работы или брать к себе на производство сотрудников-россиян.
Для каждого конкретного продукта в документе предусмотрены индивидуальные требования (не обязательно сразу из числа всех трех групп). Например, протезно-ортопедические изделия можно полностью собирать за границей, и они все равно смогут претендовать на статус российского товара. Главное, чтобы они были собраны на 30-50% из отечественных деталей.
Для некоторых товаров принципиальным моментом является использование отечественного программного обеспечения. Это относится и к медицинским приборам (например, для исследования крови), и к электронике, и к продукции станкостроения. Исключение делается для того ПО, право на которое принадлежит резидентам ЕАЭС.
При этом главная особенность разработанных в Минпромторге требований – их поэтапный, ступенчатый характер. Например, компьютерные томографы, как и многую другую медицинскую технику, предложили считать российскими в том случае, если они собраны хотя бы на 30% из отечественных комплектующих (в стоимостном выражении). Но такое правило будет действовать только в 2016 году. К 2017 году эту планку планируют повысить до 40%, а к 2018 – до 50%. Для некоторых товаров критерии более жесткие: аппараты для выделения нуклеиновых кислот, например, к 2020 году должны состоять на 70% из отечественных деталей, чтоб иметь право называться российскими.
Этот принцип действует в отношении всех групп товаров. Предприниматели, которые занимаются, в частности, выпуском продукции электротехники и электроэнергетики, получат некоторое время, чтобы успеть повысить локализацию своего производства. Например, для электронно-оптических трансформаторов тока в министерстве предусмотрели четыре этапа производства, которые должны происходить в России: это выпуск компонентов электронно-оптического блока, специализированного волокна, компонентов высоковольтной части и сборка продукта. Если в 2016 году производителю будет достаточно сосредоточить только три этапа производства на территории России, чтоб позиционировать товар как отечественный, то уже с 2017 года все четыре операции должны выполняться внутри страны.
Подводные камни
Эти критерии участникам рынка известны давно, утверждает гендиректор компании «Звезда-Энергетика» Николай Хаустов. Другое дело – прислушались разработчики проекта к их мнению или нет.
«Мы были расстроены, когда увидели эти критерии, потому что нашего продукта, которым мы занимаемся 15 лет – это электростанции модульные, дизельные, газопрошивные, газотурбинные – в этих критериях не существует вообще», — посетовал Хаустов.
Его компания – одна из немногих в России, которая занимается замещением импорта энергогенерирующего оборудования. Менеджеры компании «Звезда-Энергетика» предлагали Минпромторгу внести коррективы в проект постановления, но в опубликованной версии их предложения не отразились.
Однако дело, по словам Хаустова, не только в перечне товаров, но и в характере самих критериев. «Специфики много, у каждого из участников рынка свое представление. Мы пытались оттенить такие моменты, как наличие производственной базы, доля инжиниринга, то есть решение инженерных вопросов, наличие испытательных стендов и так далее. То есть то, что отличает реальное производство от компаний, которые занимаются куплей и перепродажей»,- объяснил топ-менеджер.
Тех требований, которые содержатся в нынешней редакции проекта, по словам Хаустова, «абсолютно недостаточно». В документе предложен «упрощенческий подход», считает он. Но есть у проекта и плюсы: это, например, его поэтапный характер, полагает Хаустов.
«Реально глядя на вещи, нужно понимать, что сразу все сделать нельзя. Поэтому поэтапный подход — это правильно, подход к импортозамещению должен быть ступенчатым. И мы как участники рынка должны понимать, что то, что разрешается в 2015-2016 годах, уже к 2017 году будет недопустимо для российского продукта. То есть нужно углублять локализацию», — уверен Хаустов.
В Минпромторге «Агентству Бизнес Новостей» пояснили, что проект постановления действительно разрабатывался при участии экспертов и участников рынка. «Те критерии, которые содержатся в тексте проекта, основаны на предложениях самих производителей», — заявила АБН референт Юлия Карбовская.
Сейчас документ проходит процедуру общественного обсуждения, то есть его финальная редакция может измениться по сравнению с нынешней. Пока на сайте нет ни одного экспертного отзыва, но Карбовская уточнила, что предложения могут поступать в Минпромторг не только в электронной, но и в письменной форме. До окончания публичного обсуждения, отметим, осталось 22 дня.
Мария Карпенко / АБН