Минсельхоз работает над списком продовольствия, запрет на импорт которого продлили еще на год в ответ на санкции Запада. Сначала чиновники говорили, что перечень не изменится. Но уже в конце прошлой недели появилась информация о том, что под запрет может попасть шоколад, а накануне то же самое сказали о рыбных консервах. В среду потенциальный список снова расширился – за счет цветов.
«Продление санкций для нас – бальзам на душу, потому что мы видим, как продуктовое эмбарго позитивно действует и поддерживает нашу экономику, прежде всего аграрную. За пять месяцев наши аграрные отрасли приросли на 5%. Эти успехи в сельскохозяйственном бизнесе радуют не только жителей нашей страны: мы все больше видим продуктов российского производства. Но прежде всего, это радует крестьян, что очень важно», — заявил в среду глава Минсельхоза Александр Ткачев.
Он подтвердил, что в ведомстве работают над санкционным списком. «Россельхознадзор при нашей поддержке вносит предложения о том, чтобы запретить ввоз на территорию нашей страны кондитерских изделий. У нас очень мощная кондитерская промышленность, которая встала с колен. Она известна не только в России, но и за ее пределами. Это и рыбные консервы, которые в последние годы неплохо развиваются. Здесь есть огромное поле для приложения сил. Можно рассмотреть вопросы и по цветам. Это тоже целая индустрия. Когда мы замещаем что-то, мы освобождаем нишу и даем возможности для огромного количества жителей нашей страны, предприимчивых людей, которые могут сделать продукт не хуже по качеству», — сказал министр.
После подписания президентом Владимиром Путиным указа о продлении эмбарго Россия в ближайший год может лишиться цветов из Европы и США. «Агентство Бизнес Новостей» обратилось непосредственно к тем, кто занимается продажей цветов и узнало, как санкции и кризис уже сказались на отрасли. А заодно и как новое предложение российских властей повлияет на цены на цветы, их ассортимент и доступность для населения.
«Кризис сказался сильно, но не убил бизнес. Продажи упали, закупочные цены (из-за курсов валют) выросли на 20-30%. Благо многие поставщики цветов из Эквадора и Голландии снизили свои цены на 5-15%», — рассказал АБН директор цветочного магазина «Настроение» в Петербурге Янис Бозриков. Он отметил, что 90% цветов в магазины везут из Голландии, Эквадора и Кении. На отечественных производителей приходится лишь 10% всего объема.
«Мы работаем в сегменте доставочных сервисов, иными словами, наш основной профиль — это доставка цветов. Санкции и кризис сказались в части себестоимости цветов. Все очевидно — вырос курс евро, как следствие выросла закупочная стоимость цветов. Все цветы за редким исключением закупаются за границей: в Европе либо в Латинской Америке. С момента начала кризиса закупочная стоимость возросла чуть ли не в два раза. Некоторые виды цветов мы сейчас закупаем по той же стоимости, что раньше они лежали в розничных магазинах», — рассказал владелец цветочной службы доставки под брендом «Цветков» Никита Тужиков.
Он рассказал, что объем их бизнеса критически мал в сравнении с мастодонтами этого рынка, такими как «Цветоптторг», «Оранж», «Фантазия» и так далее. Все закупки ведут оптовые поставщики, и взаимодействие с Европой ведут они же, компания только перекупает товар, добавил Тужиков.
«Пока мы не можем обойтись без импорта»
К предложению министра Ткачева Бозриков отнесся скептически. «У меня складывается впечатление, что у нас в стране работают экономически не образованные люди, когда предлагают такие варианты. Во-первых, наши производители не смогут обеспечить даже на 20% долю всего рынка цветов (они и сейчас все делают через одно место, система продаж не налажена, за качеством не следят)», — сказал предприниматель.
Бизнесмен также обращает внимание, что в результате работу могут потерять многие люди – по его оценкам, около 70 тыс. человек. «В цветочной сфере задействованы флористы, сотрудники специализированных транспортных компаний, менеджеры по закупкам, менеджеры по работе с оптовыми клиентами, подсобные рабочие. В масштабах страны это даже больше, чем 70 тыс. человек», — полагает Бозриков.
Кроме того, по его мнению, ассортимент цветов сразу же упадет на 99%, потому как россияне выращивают только розы и тюльпаны. С ним согласен его коллега Никита Тужиков.
Он отметил, что пока не слышал о предложении Минсельхоза, однако оценить его можно скорее негативно. «На данный момент культуры тепличного бизнеса у нас нет, точнее, она в зачаточном состоянии. Все обусловлено ориентацией только на внутренний рынок, иными словами, мы совсем не конкурентны в этом отношении. Здесь даже Белоруссия нас обходит, так как я лично видел на складах, например, тюльпаны из этой страны, что говорит о том, что они цветы растят с расчетом на экспорт. Наши теплицы выращивают низкокачественные, скоропортящиеся сорта роз, ну и в сезон, опять же, тюльпаны», — сказал бизнесмен.
«Большинства сортов элитых цветов [в России] нет. К примеру, бренд пионовидных роз — Дэвид Остин, не позволяет открывать плантацию в нашей стране и, соответственно, выращивать их селекционный материал. Как вывод: если запретить ввоз цветов из-за рубежа, фактически, это будет означать крах этой сферы бизнеса для большинства игроков», — пояснил Тужиков.
Арт-директор салона цветов Flower Power Татьяна Горевая рассказала АБН, что возможный запрет на импорт из Европы она с коллегами обсуждает уже два дня.
«На данный момент мы особо не отмечаем влияние кризиса и санкций, но с ужасом ожидаем возможного запрета. На сегодняшний день российский производитель не способен произвести необходимый ассортимент достойного качества. Пока мы не можем обойтись без импорта», — сказала Горевая.
Она пояснила, что импортеры регулярно расширяют ассортимент цветов. На данный момент в магазине порядка 50% цветов поступает из Голландии, 30% — из Италии и Франции, 20% — из Кении, Чили, Новой Зеландии.
«Честно, даже не могу представить, как мы будем выходить из ситуации, если запрет введут. Это не мясо, которое можно заменить аналогичным. Каждая страна производит определенный ассортимент продукции, которую невозможно заменить. Грустно осознавать, что министерство сельского хозяйства вместо того, чтобы наладить выпуск качественной продукции, идет по наихудшему пути, пытаясь ограничить потребителя в выборе», — добавила Горевая.
«Прежде, чем вводить такие ограничения, надо подготовить базу знаний, отрегулировать собственное производство (оно у нас на очень низком уровне и по качеству, и по количеству). Все технологии выращивания голландские, как и сами теплицы и их оснастка. Соответственно, как они собираются сами вырастить цветок, мне совсем не понятно», — отметил Бозриков.
По его мнению, все делать нужно в несколько этапов. Сначала разработать свои технологии, возможно, на основе голландских. При этом важно, чтобы в России появилось собственное оборудование – от теплиц и до систем подачи воды, отметил Бозриков. На втором этапе должна появиться госпрограмма, где будет отражено: где и какие цветы выращиваются, кто станет основным поставщиком. Бизнесмен также считает, что нужно разработать систему подачи заявки от каждой фирмы, занимающейся торговлей цветами. Можно также отдать в безвозмездное пользование земли тем, кто хочет сам выращивать цветы. В нынешнем состоянии запрет на импорт «к хорошему не приведет», уверен он..
«Свободная конкуренция всегда создает хорошую почву для ценообразования, а в случае запрета будет практически монополия, которая приведет нас к временам Советского Союза», — резюмировал Бозриков.
Елизавета Большакова / АБН