Закрыть

Кнопка вместо палки

Х5 Retail Group объявила, что заменит в магазинах своих сетей охранников на видеокамеры и «тревожные кнопки». Так компания среагировала на серию громких происшествий, которые произошли с их покупателями по вине ЧОПов. Практически одновременно проблемой насилия охранников в магазинах озаботилась и партия власти, а «единоросс» и председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин пошел еще дальше и предложил в связи со скандалами с охраной реформировать Роспотребнадзор.

ohrana-magazinov

Будет больно

Сотрудница «Дикси» 28 января заподозрила 12-летнего мальчика в краже. Его отвели в подсобку, обыскали рюкзак и велели вывернуть карманы, после чего отпустили. В Кронштадте 2 февраля в отделении полиции умерла блокадница. Доставили ее туда после обвинений в краже трех пачек масла в магазине «Магнит». В марте в Барнауле сотрудники магазина той же «Магнит» длительное время удерживали двух подозреваемых в краже 12-летних девочек в подсобке, пока за детьми не приехали родители, а 8 июня в «Пятерочке» сотрудник охраны якобы ударил электрошокером семилетнего мальчика, заподозрив его в краже мороженого. Позже при осмотре врачи обнаружили у ребенка электротравму. В отношении охранника возбуждено уголовное дело, хотя своей вины он не признал.

Написанное выше лишь самые громкие случаи самоуправства охраны, которые произошли за первую половину 2015 года. Вероятно в связи с этим Х5 Retail Group, в магазинах которой произошло большинство инцидентов, сообщила, что правила сотрудничества с контрагентами у них ужесточены, а в будущем они вообще собираются отказаться от найма охранников и перейдут на «цифру».

«Мы планируем запустить программу (цифровые комплексы безопасности и «тревожные кнопки» вызова полиции — АБН) в следующем году. В настоящий момент изучаем лучшие мировые практики и оцениваем необходимый объем инвестиций», — сообщили в компании «Агентству Бизнес Новостей».

«Уже давно используем [системы видеонаблюдения, антикражные системы], — сообщили в свою очередь АБН в компании «Лента». — Затраты зависят от формата магазина. У нас жёсткие приоритеты в концепции безопасности. Во–первых, это жизнь и здоровье наших покупателей и сотрудников, во-вторых – имидж компании. [При этом] безопасность комплексная. Включает систему технических средств безопасности и человеческие ресурсы. Человеческие ресурсы — охранники по периметру магазина и сотрудники службы безопасности «Ленты» курирующие весь гипермаркет».

Партия на страже

PR или искренняя забота, но резонансной темой заинтересовалась партия власти.

«С начала 2015 года произошел целый ряд резонансных инцидентов в сфере торговли, связанных с неправильным толкованием и неоправданно принципиальным исполнением профессиональных обязанностей со стороны торговых сетей, пренебрежением основами милосердия и нарушением ключевых принципов презумпции невиновности, [которые] возмутили наше общество» — заявили на этой неделе в Социальной платформе «Единой России».

На круглом столе на тему «морально-этических, психологических и правовых аспектах эффективной коммуникации с клиентами в сфере торговли» партийцы обсудили механизм использования методических рекомендаций, разработанных Соцплатформой «в целях повышения качества оказания услуг в сфере торговли и недопущения конфликтных ситуаций, нарушений прав и свободы человека и гражданина». Пока конкретные результаты круглого стола неизвестны.

Вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев считает, что проблему кардинально не решить методическими указаниями.

«Там, где для людей воровство – способ выжить, все развивается вот таким образом как у нас, — говорит Прокофьев. — Где условия жизни для всех граждан высоки, там краж нет. Там не нужны охранники».

Вице-президент торгово-промышленной палаты на своем опыте убедился, что вариант с «тревожной кнопкой», при условии определенного уровня жизни – наилучший.

«Я в разных зарубежных странах прожил относительно долгое время, — рассказывает Прокофьев. – Один раз я видел, что приехала полиция, чтобы задержать за кражу. Полиция прилетела тут же. А охранников я не видел».

При этом Прокофьев отмечает, что и соответствующий уровень полиции необходим так же, как и уровень жизни.

Виноват Роспотребнадзор

Председатель Объединения потребителей России (и «единоросс») Алексей Корягин видит прямую вину Роспотребнадзора в случаях насилия над покупателями. По его мнению, ведомство сквозь пальцы смотрело и смотрит на наем крупными сетевыми компаниями псевдоохранных ведомств с низкоквалифицированными или вообще не квалифицированными сотрудниками.

«До сих пор разрабатывается общерегиональная программа по защите прав потребителей, — сказал АБН Корягин. — Причем насколько мне известно, Роспотребнадзор разрабатывает национальную политику по защите прав потребителей, но тайно, без привлечения общественности».

К ведомству у председателя Объединения потребителей целый ряд претензий, настолько больших, что без реформы Роспотребнадзора не обойтись, говорит «единоросс».

«Роспотребнадзор не отвечает на наши сообщения, — говорит Корягин. — У нас есть целый ряд предложений. Нужно, например, ввести должность уполномоченного по правам потребителей. Ведь аналогичная должность для предпринимателей у нас есть. Нужно менять законодательство. Когда-то оно было одним из лучших в мире в области защиты потребительских прав, а сейчас отстало. И так далее».

Корягин называет внимание, уделяемое время от времени проблемам вроде насилия охранников над покупателями, не более чем латанием дыр.

«Нужна национальная стратегия по защите прав потребителей. Вот, хорошо хоть Фабио Капелло заменили – это относится к защите прав потребителя футбола. Ну, и к импортозамещению», — завершает Корягин.

Артем Александров / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров