На фоне ожидания снятия санкций с Ирана и при барреле нефти Brent по $53-54 генсек ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил о том, что, по мнению картели, в 2016 году цены на «черное золото» стабилизируются. Он стал называть каких-то конкретных показателей, поэтому «Агентство Бизнес Новостей» узнало у аналитиков, какими же могут быть нефтяные котировки в следующем году, и ждать ли сглаживания волатильности на рынке.
Накануне США опубликовали статистику о запасах сырья. Согласно этим данным, в Соединенных Штатах объемы резервной нефти выросли на 850 тыс. баррелей. Это означает, что США на 100 млн баррелей превысили собственные средние показатели резервов с 2010 года. Такие результаты оживили котировки, что привело к незначительному, но все же росту стоимости барреля Brent до $53-54. Между тем, с начала лета рынок нефти падал на фоне возрастающего предложения.Как считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, на рынке в настоящее время нащупывается баланс между спросом и предложением.
«Ожидается, что в 2016 году нефть стабилизируется на отметке в $40 за баррель. Технология добычи сланцевого газа сейчас новая. Она стала нерентабельной на уровне 80, но сейчас стоимость опустилась уже до 50, объем производства растет, и цена продолжает снижаться», считает эксперт.
Среди аналитиков существует и мнение, согласно которому стоимость бочки Brent в следующем году закрепится на уровне $60. Такой позиции, например, придерживается управляющий директор инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев.
«При условии отсутствия сильных потрясений со стороны предложения нефти, мы ожидаем увидеть средний уровень цен на нефть сорта Brent в 2016 году вблизи отметки $60. При данном сценарии, действительно, стоит ожидать снижения волатильности торгов, что можно назвать долгосрочной стабилизацией цен», — заявил Клещев АБН.
При этом не все решаются с такой уверенностью прогнозировать среднюю стоимость барреля. Так, аналитик «Альпари» Анна Кокорева считает, что в следующем году цены на нефть останутся на уровне $55-65 за баррель. И то, если на Ближнем Востоке не произойдет серьезного военного конфликта.
При этом с уверенностью все равно о котировках говорить нельзя, так как как минимум три серьезных причины влияют на стоимость нефти, полагает Кокорева.
«Первая связана с соглашением по Иранской ядерной программе. Если Конгресс США одобрит документ, то в следующим году мы увидим рост предложения нефти. Вторая связана с монетарной политикой ФРС. Федрезерв может перенести повышение процентных ставок на следующий год, а значит риск сильного укрепления доллара сохраняется. Третья причина кроется в общемировой экономической ситуации. Экономика ЕС и США показывает довольно слабый рост. Многие страны Европы до сих пор не вышли из кризиса. Существенный рост ВВП демонстрирует только Германия. Китайская экономика замедляется. Страны Латинской Америки также переживают не лучшие времена. И в следующем году ситуация сильно не изменится», — объяснила эксперт.
А вот ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов и вовсе считает, что факторов влияния на стоимость нефти так много, что учесть их все невозможно.
«Ошибочно думать, что кто-то сможет влиять на нефтяной рынок достаточно долгое время. Практически сразу найдутся другие игроки, которые будут действовать таким образом, чтобы вернуть ситуацию к равновесию, пусть это равновесие и временное, в частности, они могут уменьшить или увеличить объёмы поставки нефти на рынок. Так что изменение цены на нефть может произойти в любой момент, причем это может быть и скачкообразный рост цены, и продолжение падения стоимости барреля вниз», — полагает аналитик.
Баранов отмечает, что именно такая ситуация и наблюдается на протяжении нескольких месяцев, так как стоимость барреля изменяется ежедневно. Поэтому и вопрос стабилизации цен остается открытым.
«Они могут стабилизироваться, но вряд ли это будет продолжаться долго, ведь что-то вновь произойдет, и цены вновь изменятся. Причем, непонятно в какую сторону», — отметил эксперт, добавив, что в любом случае исходить следует из того, что мир не может существовать без нефти. А это означает, что нефтяники не останутся без работы и без дохода не только в 2016 году, но и еще много десятилетий спустя.
Дарья Борисова / АБН