Закрыть

Особенности национального бизнеса. Почему торговля между Россией и Китаем в июле резко сократилась  

По данным китайского главного таможенного управления, КНР сократила в июле в годовом исчислении экспорт в Россию на 36,1%, а импорт – на 20,7%. На фоне общего спада китайского экспорта на 8,3% и импорта на 8,1% показатели в торговых отношениях с РФ вызывают вопросы о российско-китайской дружбе. «Агентство Бизнес Новостей» узнало у экономистов, о чем говорит такое проседание импорта-экспорта, и где России в случае чего искать запасной аэродром.

Россия Китай professionali.ruХуже чем с Россией, импорт в июле у Китая складывался только с ЮАР, Индией, Бразилией (то есть со всеми участниками БРИКС), Индонезией и Японией. Позитивные тенденции наблюдались только в отношениях с Вьетнамом и Канадой, где июльский импорт вырос на 22% и 5,8% соответственно. Относительно незначительный экспортный прирост наблюдался за отчетный период по отношению с Новой Зеландией, Таиландом, Сингапуром, Филиппинами и Индией.

Если вернуться к российско-китайским отношениям, то помимо экспорта-импорта, почти на треть упали и объемы перевозок. Также наблюдается падение почти на 30% количество инвестиций Китая в Россию. Неутешительны и данные Федеральной таможенной службы России: в I квартале товарооборот между странами снизился на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Самой главной текущей причиной такого проседания стало серьезное ослабление российской национальной валюты.

«В свою очередь, девальвация рубля и подорожание юаня привели к тому, что очень сильно подорожал импорт в Китае. И, соответственно, внутри России упал спрос и платежеспособность населения, начали сокращаться предприятия», — пояснил директор российско-китайского центра финансового университета при правительстве РФ Николай Котляров. Он добавил, что некоторые мелкие российские предприятия, которые занимаются импортом китайского «ширпотреба», вынуждены распродавать свои запасы, но не готовы заключать новые контракты.

По мнению эксперта, если говорить о проблемах фундаментального характера, то здесь стоит учесть падение цен на энергоресурсы. С Котляровым согласна и Маргарита Федотова, первый вице-президент и руководитель направления «Китай» Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей.

«Энергоносители занимают достаточно большой объем торговых отношений между двумя странами. В том числе и политика импортозамещения в России работает. А из-за падения рубля импортная продукция становится ощутимо дороже, и способность российского покупателя снижается. Поэтому сейчас больший приоритет отдается российским товарам», — пояснила Федотова.

Еще одна глобальная причина сокращения торгового оборота – это замедление динамики развития китайской экономики.

«Китайские руководители говорят, что они это планировали, так как необходимо менять модели развития, тратить средства не на развитие и увеличение ВВП, а на структурную перестройку экономики, создание экологически чистых производств, технологическое развитие и так далее. Но вот для нас (России — АБН) это плохо, потому что падает и снижается спрос на российское сырье и металлы. Еще проблема – транспортные переходы. Их мало, необходимо делать мосты, дороги. Это все стратегические задачи, но это тоже важно», — отмечает Котляров.

Но есть и позитивные шаги. В частности, напоминает Котляров, активно работает Российский фонд прямых инвестиций. Так, уже идут переговоры по российскому участию в проекте Китая по строительству «Шелкового пути», финансированию со стороны КНР различных транспортных проектов. «Но это тоже проекты долгоиграющие, то есть реально там отдача пойдет не сразу. По ряду проектов даже нет соглашений конкретных», .

Причиной, почему России и Китаю не удается окончательно договориться там, где уже налажен диалог, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Алексей Маслов считает незнание Россией делового этикета Азии и неумение вести бизнес по-китайски.

«Структура российско-китайской торговли остается на уровне 90-х годов: мы поставляем энергоресурсы, Китай поставляет товары. При этом с 2013 года неоднократно звучат предложения о создании совместные производства, продаже товаров в третьи страны, необходимости сочетать российские технологии и китайскую рабочую силу. И да, многие договоры уже заключены, но не реализованы. Потому что это требует полной перестройки структуры торговли и, самое главное, понимания того, как работать с Китаем. Россия еще не умеет работать с Китаем», — полагает профессор.

Он добавил, что в этом отношении российское правительство «все делает правильно» (например, апрельский визит премьер-министра Дмитрия Медведева во Вьетнам и Таиланд — АБН), однако реализовать задуманное мешает «парадокс исполнителей», которые не понимают, как все это осуществлять.

«Нужна подготовка кадров для работы в этом регионе, которые будут знать и инвестиционные особенности и то, что называется бизнес-культурой, то есть умение вести переговоры. Например, как подсказывает мой опыт, почти половина переговоров с Китаем проваливалась не из-за того, что кто-то что-то не хотел, а из-за незнания деловых традиций Китая», — пояснил профессор.

Наконец, еще одна причина перебоев в торговле между РФ и КНР – нежелание Китая прийти на российский рынок, инвестировать в него, создавать совместные предприятия. Это, уверен Маслов, связано с тем, что Китай рассматривает Россию как рынок для продажи собственных товаров, а не для создания производств в России. Китай никогда не будет заинтересован в воссоздании российской промышленности, так как не хочет питать конкуренцию со стороны РФ, добавляет эксперт.

«Не надо бояться падения объемов импорта-экспорта между Россией и Китаем. Просто России надо выходить на более эффективные и более активно развивающиеся рынки Азии. Это, прежде всего, Вьетнам, Индия, Малайзия и Индонезия, где себестоимость рабочей силы любого производства составляет 30-50% от китайской себестоимости рабочей силы. При этом рынки Индонезии и Вьетнама открыты для российских инвестиций, то есть там можно создавать российские производства на этой территории», — подытожил профессор Высшей школы экономики.

Напомним, на протяжении уже четырех лет Китай для России является первым торговым партнером по товарообороту. По итогам 2014 года его объем превысил $90 млрд. Россия в рейтинге торговых партнеров Пекина заняла в прошлом году девятое место.

Дарья Борисова / АБН

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров