В Госдуму внесли законопроект, который ограничивает ставку по потребительским кредитам 30%. Опрошенные «Агентством Бизнес Новостей» эксперты считают, что закон принципиально не меняет ничего или даже, что его вообще не примут.
Законопроект, который устанавливает лимит для банковских ставок по потребительским кредитам, в федеральный парламент внесли депутаты фракции «Справедливая Россия». Кроме Миронова это экс-глава партии Николай Левичев, Михаил Емельянов, Олег Нилов и Александр Тарнавский. Документ вносит поправки в действующий ФЗ «О кредите (займе»), главная — по любой категории потребительского кредита ставка должны быть не больше 30% годовых. Это касается и микрокредитов, подчеркивают в СР и исключит «сложившуюся уже годами практику «ростовщичества» в работе кредитных организаций».По мнению эсеров, проблема закредитованности населения имеет национальный масштаб. С этим согласен депутат ЗакСобрания Петербурга Борис Вишневский: в конце июня городской парламент поддержал его идею распространить действующие лимиты (30% кредитной ставки, 20% штрафных санкций) на микрокредитные организации.
«Очень много наивных простофиль у нас в стране, которые ничего не читают, которые не способны предвидеть последствия своих поступков, для которых самое главное, что вот сегодня ему надо деньги. И через 15 минут эти деньги у него в кармане. А что будет потом, что он потом попадет в кабалу, не сможет вернуть, что долг начнет расти и ему будут звонить, преследовать и угрожать и т.д. — об этом он не задумывается», — сказал парламентарий «Агентству Бизнес Новостей».
Вишневский добавил, что по его мнению микрокредитные организации надо вообще закрывать.
Однако законопроект Миронова касается и традиционных банковских институтов. В случае повышения ключевой ставки ЦБ маржинальность их бизнеса будет ограничена (ставка + маржа = 30%). Впрочем, на бизнесе качественных банков это не скажется, уверен вице-президент ассоциации региональных банков России Ян Арт.
«Я сторонник того, что, как и во многих странах, предельная ставка должна быть ограничена. Потому что люди все равно путаются в системе, люди впадают в непонятный им объем платежей. Это ограничение позволяет точно знать что за какие-то пределы все это дело не выходит», — сказал эксперт АБН.
На деятельности качественных банков ограничение ставок не отразится, считает эксперт. «Большинство нормальных банков укладывается в ставку 30%, более того, эти банки кричат: «Да вы что! У нас меньше!» Значит, это отразится на деятельности тех, кто лукавит и на самом деле имеют ставки больше».
Арт считает, что данное нововведение должно действовать не только для банков, «а в целом для долгового рынка, в частности, для ломбардов, для микрофинансовых организаций, дле кредитных кооперативов и т.д. и т.п. Чтобы ограничение было единое для рынка», — подчеркивает собеседник агентства.
«Очень трогательной, но совершенно бессмысленной, и даже вредной», — называет инициативу эсеров финансовый омбудсмен Павел Медведев.
«Процентный кредит — это цена денег. Вы обозначаете цену и она не соответствует рыночной, что происходит хорошо известно и 70 лет в Советском Союзе мы это видели — товары или услуга продаются с заднего крыльца. Записывалась та ставка, которая была разрешена, а с помощью дополнительных услуг заемщик доплачивал до рыночной стоимости кредит. И это очень сильно мешало созданию настоящего рынка», — поясняет он.
В то же время, Медведев убежден: закон не пройдет.
«У нас финансовые начальники очень умные люди, я имею в виду председателя Центрального Банка и заместителей. Предыдущий председатель Центрального банка был умный человек. Не позволят они такого. Министр финансов такого не позволит. Министру финансов эта идея чужда абсолютно. Я знаю их с 17 лет, они уже в 17 лет не могли представить себе такой глупости. Они уже тогда были такие культурные, что понимали, что нельзя цену ограничивать, она должна быть рыночной», — резюмирует эксперт.
Юлиана Михайлова, Дмитрий Борисов / АБН