Турция и Россия прекратили переговоры по «Турецкому потоку». Возобновятся они только в сентябре после турецких парламентских выборов. При этом Анкара не торопится строить газопровод в Европу и пытается выбить с России как можно большую скидку. В довершении президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция никогда не признает аннексию Крыма. Мнения экспертов «Агентства Бизнес Новостей» разделилось. Одни считают, что Россия поторопилась записывать наследников Османской империи в свои союзники. Другие в повороте Турции от России винят США.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров заявил в понедельник «АБН», что переговоры по «турецкому потоку» ожидаемо зашли в тупик.
«Перед тем как работать с государством надо изучить его опыт, — сказал Багдасаров. — Турки в 1996 году прервали соглашение с Ираном о поставке газа в Турцию, когда иранцы уже подвели трубу к границе. Потому что турки в последний момент объявили такую скидку, что иранцы не ожидали, кажется 25%. Когда переговоры начались, и мы сказали, что готовы на скидку в шесть с небольшим процентов, то думали, что турки должны очень обрадоваться. Но этого не произошло. Потом вышли на скидку в десять с небольшим процентов, а потом еще больше».
По мнению эксперта, Анкара понимает, что Россия торопится избавиться от транзита газа через Украину. «Насколько я понимаю, сейчас максимум ожидается постройка одной нитки газопровода в Турции для потребления Турцией, но не Европой. Турки хотят большей скидки и чтобы газ продавался совместно как российско-турецкий. Переговоры зашли в тупик, что и следовало ожидать», — заявил Багдасаров.
А вот политолог Алексей Мартынов уверен, что все карты в руках России, и Европа замерзнет в 2018 году, если «Турецкий поток» построен не будет.
«С 2018 года уже официально об этом объявлено транзит российского газа через Украину будет прекращен в любом случае. Вопрос не столько политический, сколько колоссальных рисков. Система изношена, все так как было с 70-х годов. Если «Турецкий поток» не успеют построить, значит Европа замерзнет», — заявил политолог.
Мартынов добавил, что премьер-министр Турции Эрдоган в настоящее время находится под колоссальным давлением со стороны «американских партнеров» и поэтому не торопится строить «Турецкий поток».
В свою очередь Багдасаров видит возможную лазейку для России по вопросу «Турецкого потока» в развернувшихся боевых действиях Анкары против Курдской рабочей партии на границе Турции.
«Были случаи подрыва нефтепровода, идущего из Ирана, подрывы нефтепровода из Ирака и на этом фоне значимость «турецкого потока для Анкары может возрасти, — говорит эксперт. — Нам надо поиграть на этом деле».
При этом Багдасаров признался, что со скепсисом смотрит на возможности отечественной дипломатии в этом вопросе.
Остается добавить, что накануне Эрдоган заявил на Всемирном конгрессе крымских татар, что Турция никогда не признает аннексию Крыма.
«Турция не признает и не будет признавать аннексию Крыма. К сожалению, на протяжении истории право крымскотатарского народа на достойную, свободную жизнь в мире на своей Родине было прервано коллективной депортацией и репрессиями. И сегодня мы являемся свидетелями незаконной аннексии Крыма и подобных, вызывающих сожаление, событий. В это сложное время мы не должны забывать, что успех и ключ к победе заключается в сохранении единства и сплоченности», — отметил Эрдоган.
Артем Александров / АБН