В пятницу медиахолдинг СТС Media опубликовал прогноз, согласно которому во II полугодии 2015 года Россию ждет падение рынка телерекламы на 17%. Более того, по итогам текущего года сокращение сферы может составить 20%. «Агентство Бизнес Новостей» опросило экспертов от телевидения, рекламы и финансов, чтобы разобраться в перспективах рынка телекоммуникаций.
Согласно заявлению генерального директора холдинга Юлианы Слащевой, на состояние рынка телевизионной рекламы решающее воздействие оказал общий экономический кризис в стране. Эту точку зрения разделяет аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. По словам экономиста, если бизнес-модель компании зависит от уровня продажи рекламы, как, например, СТС Media или любой частный телеканал вообще, то его развитие будет носить «ярко выраженный циклический характер в зависимости от экономической конъюнктуры».
«Дело в том, что, в условиях нестабильности на финансовом рынке и падающего ВВП, любой бизнес в первую очередь всегда сокращает свои маркетинговые расходы. Не удивительно, что, например, рынок рекламы во II квартале на этом фоне упал в рублях примерно на 21% г/г.», — отметил Нигматуллин. «Впрочем, улучшение финансовых и операционных показателей рекламного бизнеса можно будет наблюдать по мере восстановления российской экономики», — предположил экономист.
В свою очередь, коллега Слашевой — генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Сергей Боярский заявил, что знаком с негативными прогнозами, однако на его канале, напротив, отмечается рост продаж рекламы. Он полагает, что это обусловлено уходом денег из сферы наружной рекламы в телевидение.
«Может быть это связано с тем, что были перераспределены финансовые потоки из печатных СМИ и наружной рекламы — из сфер, где уже серьезно ощущается отток клиентов. Кроме того, мы весь прошлый год торговали рекламой самостоятельно, а в этом году с мая месяца заключили контракт с компанией «Алькасар», которые также прогнозируют нам рост», — заявил бизнесмен.
И Слащева, и Нигматуллин подчеркнули сильную регламентацию рекламного рынка со стороны государства. По их мнению, подобное вмешательство могло сказаться на доходах телеканалов. «Государство ограничивает рынок рекламы посредством специальных законов (например, запрет на рекламу табака, алкоголя и т.п.). Так же, некоторые законы ограничивают возможность получения рекламных доходов в некоторых сегментах рынка (у некоторых кабельных телеканалов)», — отметил экономист.
Однако пример телеканала «Санкт-Петербург» говорит об обратном. По словам их гендиректора: «Нынешнее законодательство о рекламе нас не ограничивает. Тот закон, которого все боялись (который должен был ограничить продажи рекламы на кабельных каналах), в него успели внести нужные поправки. И эти поправки спасли кабельным каналам рынок рекламы в регионах».
Директор по корпоративным коммуникациям компании «Видео интернешнл» Антон Чаркин уверен, что главные потрясения для рекламного рынка уже позади, а «сейчас — точка появления неких позитивных состояний, а не негативных. Все самые катастрофичные настроения пришли в первом-втором кварталах, даже я бы сказал, в первом».
«Когда увидели цифры, что телевидение упало на 20% — немного выдохнули. Потому что 20% — это не 25 и не 30. Второй квартал показывает похожую динамику в 22%, а второе полугодие по нашим ощущениям будет минус 15-17%. По итогам года планируем где-то минус 18-20% телевидению в целом. И эти минус 18-20% естественно смотрятся позитивнее, чем те минус 25%, о которых говорили в конце прошлого года и начале этого. Во II полугодии мы рассчитываем на замедление падения. Мы уже видим и то, что рекламодатели объявились. В общем, есть некий позитив, хотя понятно, что ни о каком росте говорить пока не приходится», — подытожил эксперт.
Николай Менделев, Татьяна Жданова / АБН