Министерство финансов РФ предлагает повысить пенсионный возраст в 2016 году. Главная причина повышения планки – в России осталось слишком мало резервных средств, которые можно было пустить и на сокращение дефицита бюджета, и на выплаты социальных обязательств. «Агентство Бизнес Новостей» выяснило у экспертов, какие социальные риски несет с собой возможное повышение пенсионного возраста и стоят ли они вырученных за них денег.
Напомним, что по заявлению Минфина, средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния иссякнут в 2018 году. Уже к началу 2017 года в закромах останется немногим больше 0,5 трлн рублей – такие расчеты находятся в одном из последних вариантах проекта бюджета. Кроме того, дефицит бюджета, как ожидается к 2016-2018 году, при цене на нефть в $50 за баррель превысит 8 трлн рублей.
По мнению экономиста Юрия Болдырева, в вопросе повышения пенсионного возраста есть две составляющие: политическая и социальная. Политическая составляющая, заявил экономист, в том, что власти всегда необходимы деньги – в том числе, для самообеспечения. Способность власти проводить подобные реформы вроде повышения пенсионного возраста говорят о силе государства и слабости общества. С этой точки зрения, «позволим повысить – установят. Не позволим – не установят», подчеркнул он в разговоре с АБН.
«Социальная сторона вопроса известна – продолжительность жизни у нас существенно ниже, чем в тех странах, в которых выход на пенсию происходит в 65 лет. Уровень средней пенсии по отношению к средней зарплате у нас в два раза ниже, чем в развитых странах. Я подчеркиваю, не об абсолютных значениях пенсии, а о соотношении зарплат и пенсий. То есть у нас старики по сравнению с западными странами являются более обиженными, а мы с вами по отношению к ним, соответственно, коллективно более неблагодарны», — сообщил эксперт.
«Здесь же надо иметь в виду, что в тех пенсиях не учитывается, что в развитых странах пенсионеры получают большинство лекарств бесплатно, а большинство наших пенсионеров, так или иначе, вынуждены лекарства покупать за свои деньги. Для пенсионеров это значимая часть расходов. Если с учетом этой поправки сравнивать уровень западных пенсионеров и у наших, причем не по абсолютной величине, а по сравнению с уровнем жизни работающих, то с учетом того, что пенсионеру нужно тратить больше денег на лекарства, наши старики еще более обижены, — подчеркнул Болдарев.
«Голое арифметическое сравнение не срабатывает с учетом социальной структуры общества, повышение пенсионного возраста в России является антисоциальным и разрушительным. В условиях падения производства и увеличивающейся безработицы подобная реформа представляется абсурдной. Повышение возраста выхода на пенсию это не сохранение человека в статусе работающего, а просто лишение безработного возможности получить пенсию. То есть это в чистом виде ужесточение давления государства на людей», — резюмировал аналитик.
Однако, по мнению руководителя проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлии Баскаковой, возможное недовольство граждан может быть существенно снижено. Достаточно повышать пенсионный возраст постепенн.
«Повышение пенсионного возраста, как известно, не вызывает одобрения у населения. Прежде всего, оно воспринимается болезненно теми людьми, которые приближаются к этому возрасту. Если молодежь задумывается о пенсии очень мало – для них это очень далеко, и реформа сама не близка – то люди предпенсионного возраста, например, после 45 лет и старше 50 лет, кто уже считает годы до пенсии, для них эта новость очень тревожна. Если вдруг будет объявлено, что все, кто еще не вышел на пенсию, выходят на пять лет позже, и реализуется шоковый сценарий, то, наверное, не исключены какие-то протесты. Не массовые, потому что во время монетизации льгот (случаи протеста во время замены социальных льгот на день в 2004-2005 годах – АБН) совсем уж массовых протестов не было – они были многочисленными. Возможно, повышение пенсионного возраста добавит напряженности, которое создается другими экономическими проблемами (у нас есть рост цен, снижение доходов и т.д.)», — рассказала Баскакова в разговоре с корреспондентом АБН.
«Потрясения не происходят тогда, когда плохо. Они случаются, когда возникает разрыв ожиданий о какой-то комфортной среде, и тех изменений, которые происходят реально в обществе. Если будет реализован какой-то пошаговый сценарий, который обеспечит поэтапное повышение пенсионного возраста для отдельных групп населения, то напряженность будет ниже», — подытожила социолог.
Николай Менделев / АБН