Выборы в США: команда VS self-promoted person

ярыгин Григорий Ярыгин

кандидат политических наук, доцент кафедры американских исследований СПбГУ

Создается впечатление того, что Трамп одерживает верх над Хиллари Клинтон по популярности. Но такое впечатление обманчиво. Верным является утверждение о том, что Трамп превосходит Клинтон по обсуждаемости в средствах массовой информации и социальных медиа, но не по популярности В работе на местах у Хиллари Клинтон позиции и успехи значительно сильнее. Инфраструктура на местах у Клинтон организована лучше: предвыборные штабы, отдельные активисты или их неформальные объединения проводят масштабную работу по непосредственному взаимодействию с электоратом. Работа заключается в обзвонах и встречах с зарегистрированными избирателями, в проведении рекламных мероприятий и стимулировании ранее не голосовавших людей зарегистрироваться, чтобы впоследствии принять участие в выборах.

Кажущейся успех Трампа объясняется следующим образом. Трамп доминирует в эфирном пространстве не из-за разумности своей платформы, а по причине своего образа: в чем-то скандального и агрессивного, в чем-то непредсказуемого, в чем-то популистского. Дональд Трамп не самый лучший специалист в политике или коммерции, но один из лучших в продвижении самого себя. Он типичный self-promoted person. В этом деле он всегда был и остается успешным.

Хиллари Клинтон лучше организовала работу в поле. Там ее успех обусловлен не столько предлагаемыми идеями и ценностями, сколько хорошим системным, административным подходом к работе на местах. Здесь важную роль играет ее значительный политический и предвыборный опыт.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание объем средств, который Клинтон собрала и уже потратила на свою предвыборную гонку. Согласно данным, опубликованным к настоящему моменту Федеральной избирательной комиссией США о финансировании избирательной кампании Хиллари Клинтон является безоговорочным лидером. Так уже к маю 2016 года Хиллари Клинтон для проведения кампании собрала порядка 300 млн. долларов. Две трети из них она привлекла самостоятельно, одну треть — с помощью Комитетов политического действия. К настоящему моменту она уже потратила на проведение кампании более 180 млн. долларов и более 30 млн. долларов остается в запасе. В тоже время Дональд Трамп привлек сравнительно менее значительную сумму в 60 млн. долларов. 99% этой суммы представляют личные средства Трампа. Практически все они и потрачены на предвыборную гонку. Сравнив эти индикаторы, становится ясно, что фактический, материальный ресурс мощнее у Хиллари Клинтон. Но номинальный ресурс все еще кажется сопоставимым в силу того, что, по оценкам разных экспертов, СМИ и социальные медиа уже уделили Дональду Трампу своего внимания (эфирного времени, полос в периодических изданиях, печатных знаков в цифровом пространстве и т.п.) в ценовом эквиваленте более чем на 200 млн. долларов. Едва ли такое положение дел может сохраняться длительное время.

Отличительной особенностью нынешней кампании и грядущих выборов является объединяющая обоих кандидатов яркая общая характеристика: их негативные рейтинги  превышают их же позитивные рейтинги.

Такое положение дел отражает общее разочарование избирателей в системе политических институтов США, проявляющееся в низком уровне доверия всем ветвям власти: исполнительной, законодательной и даже судебной. Другие системообразующие политические институты – партии — не смогли предложить обществу достойных кандидатов для предстоящих выборов, что еще больше усугубило ситуацию. Общество традиционно ожидает от выборов перемен. В нынешних условиях к такому ожиданию добавилось протестное настроение.

После проведения национальных съездов партий вид и задачи предвыборных кампаний изменятся. Следует ожидать изменения образов кандидатов.

В ходе противоборства с демократическим кандидатом Дональд Трамп успешно эксплуатирует и будет эксплуатировать сформировавшееся настроение. При этом нормой его кампании уже стали открытые агрессивные нападки на оппонентов. В случае с Клинтон таким оппонентом станет кандидат от правящей партии, на которую и ляжет ответственность за все беды. Но Трамп неизбежно будет, если не деликатнее, то более сдержано атаковать Хиллари Клинтон со все более узнаваемых республиканских позиций.

Кампания Клинтон должна принять другой характер, дистанцироваться от антитрамповской риторики и сконцентрироваться на перспективах нового будущего. Кампания не должна развиваться под флагом «потому что или не Трамп». Хиллари Клинтон противопоставит эксцентричной кампании Трампа разумную и сдержанную линию обещания перемен.

Следует ожидать, согласно модели политической конкуренции Хотеллинга-Даунса, что в политическом одномерном пространстве позиция Хиллари Клинтон будет смещаться ближе к центру и становится более умеренной. Хиллари Клинтон начнет охоту на голоса не только сторонников Берни Сандерса, но и умеренных республиканцев, не приемлющих Дональда Трампа в качестве своего кандидата.

Что же с позицией президента Обамы?

После завершения внутрипартийной борьбы и определения единого кандидата президент Обама включится в гонку и поддержит Хиллари Клинтон. До этого президент ограничивался редкими, хоть и благосклонными высказываниями относительно нее, и в основном указывал на слабые места Трампа.

Одним из важнейших моментов предвыборной гонки становится вопрос о том, кого кандидаты в президенты определят в качестве кандидатов в вице-президенты. То есть, как будут сформированы тандемы, которые продолжат борьбу за президентский пост. Эти кандидатуры проявятся уже в ближайшие несколько недель.

Автор:

Новости партнеров