Соль уходит в песок. Что в действительности происходит на улицах Петербурга

Петербуржцы хотят отметить правительственной наградой главу комитета по благоустройству Владимира Рублевского. Водители считают, что это первая зима за долгие годы, когда по дорогам приятно ездить. Пока горожане радовались, «Агентство Бизнес Новостей» разбиралось, что в действительности изменилось в этом году и куда делись жидкие реагенты, которых так боятся петербуржцы и их обувь.

Reagent_3

Во вторник на портале change.org появилась петиция с просьбой наградить главу комитета по благоустройству Владимира Рублевского. По словам горожан, он прекратил «вопиющее ежегодное изнасилование города солью и реагентами в зимний период». Петербуржцы предлагают отметить чиновника правительственной наградой. За день петицию подписали более 800 человек. Как отмечают довольные водители, они впервые за долгие годы увидели красивую снежную зиму.

На самом деле насилие реагентами в Петербурге закончилось уже давно. В комитете по благоустройству сообщили, что когда-то в городе применяли фосфаты и хлориды. В 1999-ом году в качестве эксперимента дороги во Фрунзенском районе обработали фосфатами. Однако это вызвало рост живых бактерий и способствовало «цветению» водоемов. Несмотря на то, что фосфаты снижали количество ржавчины от соли, от их использования правительство города отказалось. Позднее, в 2012 году, Смольный решил обрабатывать дороги хлоридом кальция. В качестве экспериментального выбрали участок на Московском проспекте. «Однако применение этого реагента вызвало большое количество жалоб со стороны автомобилистов, поскольку даже в 20-градусный мороз на магистрали стояли лужи», – сообщили в комитете. Также у хлорида кальция есть еще один существенный минус – он стоит в шесть раз дороже соли, поэтому от него тоже отказались.

Таким образом, на улицах Петербурга никаких реагентов не было уже с 2012 года, и дороги обрабатывали только солью. После исследования о том, как влияют соляные смеси на экологию, власти Петербурга приняли решение о снижении солевой нагрузки.

«С 2012 года применение соли на улицах города неуклонно снижается. Из года в год на зиму закупают 120 тыс. тонн соли, это почти вдвое меньше, чем в прежние годы. При этом эта цифра не меняется с 2012 года, в то время как улично-дорожная сеть ежегодно прирастает. Только в 2015 году, к примеру, она увеличилась на 1,6 млн кв. м, и составляет к сегодняшнему дню почти 57 млн кв. м», – сказали АБН в комитете по благоустройству.

Кроме того, в 2012 году против реагентов выступал и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Весной из-за использования этих веществ на улицах появлялась пыль, причем как от реагентов, так и от песка, которым посыпают дороги. Петербуржцы жаловались на боль в глазах, сухой кашель и раздражения на коже. Чтобы минимизировать использование смесей, Смольный сделал ставку на механическую уборку. В правительстве отметили, что это дороже и требует больше усилий, ведь «растопить снег проще, чем собрать и вывезти». Как пояснили АБН в комитете по благоустройству, в этом году они уменьшили содержание соли в смесях. Теперь ее осталось не более 5-10%. Все остальное – песок. Для уборки снега стали выделять больше техники, время уборки тоже значительно увеличилось. Так комитет по благоустройству надеется оправдать доверие петербуржцев, в этом году чиновникам прислали много писем с благодарными откликами.

Тем временем компании, которые производят смеси и реагенты, чувствуют себя по-разному. Так, например, производитель «Бионорда», которым правительство иногда пользуется при расчистке сложных участков, находится в Перми и называется Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ). «Петербург заказывал в небольших объемах «Бионорд — универсальный» для точечного применения. Данный продукт рекомендован к применению на всех типах дорожного покрытия», – сообщили АБН на заводе. Его официальный дистрибьютор ООО «ТНК айс», который находится в Петербурге, в связи с запретом на реагенты не сильно почувствовал снижение спроса, несмотря на то, что Смольный последние три года вообще их не заказывает. «Город перестал брать», – сказал начальник отдела сбыта «ТНК айс» Виталий Бабкин. По его словам, за последние несколько лет спрос на противогололедные материалы остался на прежнем уровне. А вот цены выросли примерно на 5-10%.

«Мы в курсе, что технология зимней уборки Петербурга изменилась, но не касаемо жидких реагентов. Изменения заключаются в том, что при снегопадах производится механическая уборка снега, а для борьбы с гололедом используют реагент», – сказали в УЗПМ.

На заводе отметили, что в целом по стране спрос увеличился. В настоящий момент Москва пока не отказывалась от реагентов. Петиции о запрете появились только в Тюмени и Уфе. В УЗПМ возросший спрос связывают с изменением климата.

«Продукция УЗПМ применяется более чем в 50 регионах России, а так же в странах СНГ и Зарубежья. Изменились климатические условия – рост осадков и переходов через нулевую температуру, что влечет за собой образование гололеда, поэтому спрос на эффективные противогололедные материалы растет», – сообщили АБН на заводе.

С тем, что спрос увеличивается, согласились и в петербургской компании ООО «Химснаб». Это предприятие поставляет песко-соляные смеси для городских нужд. «Мы никогда не поставляли жидкие реагенты. А спрос на соль в последнее время увеличился», – сказала начальник отдела продаж «Химснаб» Татьяна Тур. По ее словам, в этом году были заказы и от Смольного.

Предприятие «Интегра» также занимается производством реагентов. Однако, как отметил ее генеральный директор Антон Паланин, спрос год к году снизился. Несмотря на то, что в начале января 2016 года показатели были на 10% выше, чем в прошлом году, в настоящий момент ситуация изменилась, и заметна негативная тенденция. С чем она связана, точно определить невозможно: во-первых, погодные условия позволяют счищать снег без реагентов, а во-вторых, депутаты предлагают вообще запретить его использование на дорогах. При этом представители всех компаний сообщили, что цены на продукцию за последнее время выросли примерно на 10%, почти вместе с инфляцией.

Добавим, ранее депутаты Госдумы предлагали запретить использование реагентов вне дорожного полотна. За нарушение хотели ввести штраф до 1 млн рублей. Парламентарии настаивали, что химические вещества разрушают почву, и их необходимо запретить. Однако уже в первом чтении, которое прошло во вторник, Госдума отклонила этот законопроект. Остальные депутаты заявили, что в принятии такого закона нет необходимости: применение реагентов вне путепроводов регулируется субъектами РФ.

Юлиана Михайлова / АБН

Автор:

Новости партнеров