Закрыть

Третьим будешь. Как изменится банковский сектор после появления еще одного госбанка

В России может появиться новый госбанк. В правительстве обсуждают слияние «Российского капитала», который принадлежит АСВ, со «Связь-банком» и «Глобэксом», которые санирует проблемный Внешэкномбанк. Эксперты уверены, что в такой инициативе прослеживается желание государства увеличить свою долю в банковском секторе. Как отразится появление нового госбанка на рынке – выяснило «Агентство Бизнес Новостей».

Bank_skrudzh (1)В России может появиться новый госбанк. В состав «Российского капитала», который принадлежит АСВ, могут войти два дочерних банка ВЭБа, «Связь-банк» и «Глобэкс». Таким образом, на рынке может появиться новый крупный игрок, чьи активы превысят 870 млрд рублей. Ранее планировалось, что «дочка» АСВ будет восстанавливать проблемные банки и вести обычную коммерческую деятельность.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что появление нового банка сможет составить конкуренцию другим большим кредитным организациям. Активы «Глобэкса» и Связь-банка перейдут АСВ в счет оздоровления ВЭБа.

«В такой ситуации ВЭБ отдаст АСВ санируемые банки, а также снизит объем своих обязательств перед Банком России, что позитивно скажется на ситуации в кредитной организации. После преодоления проблем санируемых банков, рынок может получить нового крупного игрока, что увеличит конкуренцию в секторе, так как его надежность будет сопоставима с другими крупными игроками. Борьба же за новых клиентов может привести к некоторому изменению процентных ставок, как по кредитам, так и по депозитам. Однако на наш взгляд оно будет минимальным», — сообщил АБН аналитик ГК «Финам» Богдан Зварич.

С тем, что давление на капитал ВЭБа снизится, согласен и управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. По его словам, это окажет кредитной организации существенную помощь.

«У ВЭБа большая доля фондирования привлечена на облигационном рынке, поэтому поддержание большого запаса прочности по капиталу и высоких кредитных рейтингов для него важнее, чем для банка «Российский капитал», который находится в процессе финансового оздоровления и может нарушать банковские нормативы без угрозы санкций со стороны ЦБ. Тем не менее, для восстановления устойчивости ВЭБа требуется комплекс мер, включающий прямую докапитализацию, а снятие с него обязательств по санации «Глобэкса» и Связь-банка позволит частично уменьшить ее объем», — сказал Волков.

Вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт уверен, что появление нового госбанка будет полезно рынку только в том случае, если речь идет о создании «Банка плохих долгов».

«Эта идея начала обсуждаться в разгар финансового кризиса 2008-2009 годов, но быстро заглохла: высокие цены на нефть позволили российскому рынку пройти тот кризис с минимальными потерями. Время от времени идея реанимируется. Думаю, появление такого института как «Банк плохих долгов» может реально оздоровить рынка, снять нагрузку с балансов коммерческих банков», — сказал Арт.

Он уверен, что у АСВ достаточно опыта, чтобы наладить такой институт. А вот относительно конкуренции, эксперт считает, что банк сможет злоупотреблять своими полномочиями и начать бороться за потребительские кредиты.

Если же речь идет не о «Банке плохих долгов», то вообще не понимаю, зачем нужен очередной госбанк

«Конкуренция государственных монстров в основном протекает в части «подковерной борьбы» и очереди за получением казенного кошта, а не в части развития. Самый неприятный сценарий — если вместо того, чтобы выполнять миссию оздоровления рынка, «Банк плохих долгов» ринется в борьбу за прибыль на стезе ростовщических потребкредитов и только усилит проблему плохих долгов в России. Если же речь идет не о «Банке плохих долгов», то вообще не понимаю, зачем нужен очередной госбанк», — подчеркнул Арт.

В целом, эксперты отмечают, что присоединение проблемного банка к «здоровому» не всегда хороший вариант. Проблемы первого могут захлестнуть и второй банк, считает аналитик «Альпари» Анна Кокорева.

«Однако грамотная стратегия управления, реструктуризация задолженности ВЭБа и чистка активов, может в итоге вылиться, действительно, в крупнейший банк страны. В целом, оба банка достаточно известны на рынке. «Российский Капитал» имеет разветвленную сеть филиалов, а у ВЭБа хорошие связи с иностранными инвесторами. Оба банка пользуются поддержкой государства», — отметила эксперт.

Однако конкурировать со «Сбербанком» и ВТБ, по мнению Кокоревой, он сможет не ранее, чем через три-пять лет. Согласно прогнозам RAEX, новый госбанк сможет занять около 1,1% банковского сектора. Как пояснил управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков, «данный прогноз исходит из текущего объема активов банков, и не учитывает возможные дополнительные вливания со стороны государства, что может увеличить потенциальный объем нового банка. Очевидно, что масштабы нового госбанка будут существенно уступать «Сбербанку» и ВТБ, суммарная доля которых на рынке составляет около 42%».

Волков отметил, что скорее всего, у нового госбанка будут слабые показатели достаточности капитала, что не позволит ему нормально работать с крупными компаниями, так как он будет постоянно сталкиваться с ограничением на отношение кредитного риска к капиталу. По его словам, новый госбанк сможет переманивать часть клиентов Сбербанка и ВТБ, но серьезной конкуренции им не составит.

В свою очередь руководитель центра стратегической координации «Росбанка» Дмитрий Смирнов считает, что, несмотря на жесткую конкуренцию, у нового госбанка есть все шансы попасть в ТОП-15 крупнейших банков страны.

Логичным шагом после объединения могла бы стать приватизация

«Слияние активов среднего размера государственных банков – довольно логичный шаг, учитывая тенденцию рынка на увеличение эффективности путем консолидации. Конкретное влияние на рынок будет зависеть от стратегии нового банка. Если новая структура продолжит развивать идею «Российского капитала» об участии в санациях и поддержке падающих банков и крупных компаний, то это будет позитивно для рынка. Если же новый банк включится в активную борьбу за рыночных клиентов, то мы увидим очередное увеличение доли государства в экономике, что, на наш взгляд, является скорее негативным фактором. Логичным шагом после объединения могла бы стать приватизация», — сказал Смирнов.

Эксперты уверены, что появление нового госбанка усилит конкуренцию на рынке. Однако Волков видит в этом еще одну негативную тенденцию – заинтересованности государства и ЦБ РФ в консолидации российского банковского сектора.

«Число участников рынка существенно сокращается не только за счет отзыва лицензий, но и за счет слияний и поглощений, которые участились в последние годы. Появление нового госбанка в числе топ-20, прежде всего, осложнит жизнь крупнейшим частным банкам, так как они будут работать примерно в одном клиентском сегменте, если говорить о юридических лицах», — добавил Волков.

Автор: Анастасия Сафина

Новости партнеров